Вместо автомата веник и больничная утка: 10 наивных вопросов об альтернативной службе

С 1 июля вступил в силу Закон об альтернативной службе. Сейчас белорусские призывники могут выбирать — служить «срочную» в казарме или трудиться на благо общества «на гражданке». Журналист «ВГ» изучил закон и нашел ответы на самые волнующие вопросы.

1. Что такое альтернативная служба?

Это замена обычной военной службы в казарме на общественно-полезную работу в гражданских учреждениях. Важная оговорка: норма распространяется только на тех призывников, которых признали годными к срочной службе или службе в резерве.

2. Кому разрешили стать «альтернативщиком»?

Выбирать разрешено далеко не всем. Только тем призывникам, которые заявляют, что принятие присяги, применение или обслуживание оружия, боеприпасов и боевой техники противоречат их религиозным принципам. Это единственное основание. Выходит, что вегетарианцам, пацифистам и молодым людям нетрадиционной сексуальной ориентации рассчитывать на «альтернативу» не стоит.

3. Как будут доказывать религиозные убеждения?

Рассматривать все вопросы будет городская призывная комиссия. Призывнику нужно написать письменное заявление о замене службы, но сделать он это может не позднее десяти дней до окончания призывной кампании. Например, в осенний призыв — 2016 это можно будет сделать до 20 ноября В нем он должен обосновать свои мотивы, приложить автобиографию. Можно добавить другие документы: справку из общины, письменное поручительство настоятеля — всё, что может доказать религиозность. Комиссия рассмотрит заявление в присутствии призывника. Отказ можно обжаловать в областном военкомате или суде.

4. Сколько «служить»?

Составители закона учли пожелания военных, не раз заявлявших о том, что альтернативная служба не должна быть привлекательнее срочной. Поэтому срок альтернативной службы увеличили вдвое по сравнению с армейскими нормами: два года для ребят с высшим образованием и три года — без него.

5. Где будут проходить службу?

Список организаций, где ждут «альтернативщиков», уже сформирован. Это областные и городские больницы, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, СПК и лесхозы, коммунальные предприятия, центры социального обслуживания, психоневрологические диспансеры. Всего в Гродненской области — 59 организаций. Решение, куда конкретно направить призывника, будет принимать Минтруда. Кстати, рабочая неделя у «альтернативщиков» не должна превышать 48 часов.

6. Будут ли получать зарплату?

Положено ежемесячное денежное довольствие в размере 150 % от величины бюджета прожиточного минимума. Если бы призвали прямо сейчас, то получали бы где-то 263 рубля (2 млн 630 тысяч). Если не будет взысканий, размеры довольствия повысят на 20 и 40 %. Кстати, довольствие будет выплачиваться за счет республиканского бюджета. Призывнику запрещается параллельно работать на стороне или стать ИП.

7. Если гродненцев отправят в другую область, где они будут жить?

— Гродненцы будут проходить альтернативную службу в других областях. Обеспечить таких призывников жильем должны местные органы власти по месту работы. Жить они будут в общежитиях или другом жилье, которое предоставят местные органы власти. Расходы по оплате жилья и коммунальных услуг возместят за счет местных бюджетов, — рассказал начальник управления госслужбы занятости комитета по труду, занятости и соцзащите Гродненского облисполкома Александр Соболь.

8. Будут ли заключать трудовой контракт?

Заключать с призывниками трудовых договоров не станут. Но это не значит, что в это время призывник будет считаться безработным. Во всяком случае, время альтернативной службы будет засчитано в трудовой стаж. По словам Александра Соболя, положения Декрета № 3 о «тунеядцах» на призывников не распространятся.

9. Какие социальные гарантии у «альтернативщиков»?

Белгосстрах в обязательном порядке застрахует жизнь и здоровье призывника на время службы. Если до «альтернативы» призывник работал в госорганизвации, то после увольнения его должны принять обратно и выдать единовременную матпомощь. Если до службы призывник не работал, после АГС ему положено первое рабочее место.

10. А что у нас?

Как рассказали в военном комиссариате Гродно и Гродненского района, осенняя призывная кампания началась 1 августа. Заявлений о замене срочной службы на альтернативную в комиссариат еще не поступало.

Есть мнение

Евгений Осиевский, представитель кампании «За альтернативную гражданскую службу в Беларуси»:

— Хорошо, что такой закон появился. Но уже сейчас его нужно совершенствовать. Есть много положений, которые нас, правозащитников, не устраивают. Например, большой срок службы. Мы не оспариваем, что срок альтернативной службы должен быть больше срочной, но не настолько.

Во-вторых, мы не согласны, что только религиозные причины могут быть основанием для замены. Мы считаем, что любой человек просто, безо всяких причин может сказать, что хочет заменить срочную службу на альтернативную. Еще одна проблема — как эти религиозные причины доказывать. Закон разрешает приглашать на комиссию представителей религиозных организаций. Но приводить с собою батюшку, чтобы он подтвердил, что призывник ходит по воскресеньям в церковь, это, по крайней мере, нетактично.

Пожалуй, главный недостаток — призывник выведен за рамки трудовых отношений. Он не имеет права на забастовки, у него «неприличная» 48-часовая рабочая неделя, у него маленькая оплата труда. 260 рублей — это очень мало, на такие деньги не проживешь. Вывод: все сделано для того, чтобы этот закон был непривлекателен. По нашим оценкам, таких призывников будет по всей стране не больше ста, притом что каждый призыв составляет около 10 тысяч человек.