Старушку вернули на сцену: в драмтеатре покажут спектакль из начала 90-х

Новой премьерой в драмтеатре станет спектакль «Как пришить старушку», который шел на гродненской сцене 22 года назад. В этом театральном сезоне он возвращается — переосмысленный и обновленный. «Вечерний Гродно» узнал, почему постановка снова на сцене и что изменилось за эти годы.

Фото: drama.grodno.by

«Пришьем старушку, приштопаем», — шутит перед началом пресс-конференции Геннадий Мушперт, режиссер-постановщик спектакля. Однако потом становится серьезным. Геннадий Владимирович готов к вопросу о том, почему «Старушка» вернулась на сцену, и говорит о пьесе с неподдельной любовью:

— Уверен, что эта пьеса — классика. Она написана очень толково и талантливо, ее ставили по всему миру, в том числе и в Беларуси. Эта пьеса про гениальную женщину, перед которой даже не стоит вопрос выбора между добром и злом, потому что от зла она очень далека.

Именно Геннадий Мушперт ставил «Как пришить старушку» в начале 90-х. Режиссер утверждает, что теперь видит эту историю иначе:

— 22 года назад мне казалось, что это такая драма, пусть и мягкая, но драма. Теперь я понимаю, что это комедия, фарс — слишком уж определенно очерчены характеры. И я захотел иначе расставить акценты, показать, как много в этой истории не только трагичного, но и смешного.

Светлана Литвинёнок, исполнительница роли Памелы Кронки (старушки), тоже участвовала в постановке двадцатидвухлетней давности. Тогда она играла Глорию Гулок (аферистка). На вопросы, не ревнует ли она свою старую роль и нравится ли ей Памела Кронки, актриса отвечает быстро и без сомнений:

— Я бы хотела, чтобы у меня была такая подруга, как Памела. Она мне нравится. И что касается роли Глории, то тут я не вмешиваюсь и не советую. Для меня главной трудностью является то, что я помню, как играли Памелу 22 года назад. Я думала об этом и сразу для себя решила, что не буду никого копировать.

Светлана Литвинёнок утверждает, что роль запоминалась легко из-за удивительного языка пьесы: «На русский язык пьесу переводил Григорий Горин. Она получилась очень музыкальной. Если я путаю порядок слов, то сразу чувствую: что-то не то, потерялось звучание».

Николай Вилимович, исполнитель роли Брэда (так зовут одного из аферистов), очень краток: «С волками жить — по волчьи выть. Вот философия моего героя. Он не то чтобы плохой, но легко подпадает под влияние ситуации».

План сцены выглядит интригующе. Там совсем нет мебели, которую ожидаешь увидеть в доме пожилой женщины — особенно викторианской эпохи, как здесь. На сцене расставлены коробки разных размеров, к заднику тоже прикреплена большая коробка с пышным красным бантом.

— Это мой любимый творческий стиль. Я люблю концептуальную сценографию: выражаю суть ощущения и отхожу от буквального воспроизведения картинки из текста. Не могу сказать, как родилась идея, потому что у меня это происходит спонтанно. Я начинаю читать текст, вникаю в характеры героев и отношения между ними — и уже знаю, как должна выглядеть сцена, — говорит художник-постановщик Татьяна Соколовская.

Татьяна много и охотно говорит о том, какие мысли возникали у нее в процессе прочтения: «В этой пьесе душевная боль выражается через легкость, через шутку. И это самый действенный способ, на мой взгляд. Для нас очень важны социальные отношения, статус, выраженный внешне (одеждой, дорогой машиной). Героиня этой пьесы очень асоциальна. Она вне социальных контактов — и ее видение мира очень искреннее. Памела воспринимает заповедь «полюби ближнего своего» буквально. И это очень сложно. Мне кажется, нужно пройти через огромную боль, чтобы ценить человека и жизнь самих по себе. Памела Кронки умеет это».

«Как пришить старушку» — это классическая американская рождественская притча. История веселая и грустная одновременно — и, без сомнения, поучительная. Чему именно она учит, можно будет понять, посмотрев постановку Гродненского областного драматического театра.

Премьера пьесы — 17 и 18 сентября. В театре говорят, что билетов осталось совсем немного.

Справка «ВГ»

Спектакль «Как пришить старушку» поставлен по мотивам известной пьесы Джона Патрика «Дорогая Памела». Главная героиня пьесы Памела — одинокая старушка со своими причудами. Ее муж и дочь погибли. Свои дни она доживает в захламленном подвале огромного дома.

Пытаясь помочь любому, благородная старушка пускает в свой дом трех мошенников. Двое мужчин и дама пытаются ограбить милую женщину, узнав о ее коллекции флаконов из-под духов. Но благородство Памелы не знает границ! Она не только без сожаления отдает свое имущество, но и предлагает проходимцам пожить у нее.

Режиссер-постановщик — Геннадий Мушперт

Художник-постановщик — Татьяна Соколовская

Музыкальное оформление — Анатолий Кандыба

Балетмейстер — Виктория Бальцер

В спектакле играют: Светлана Литвиненок, заслуженный артист Республики Беларусь Александр Шелкоплясов, Александр Кологрив, Татьяна Вилимович, Николай Вилимович, Мария Бутримович, Александр Матвейчик, Ирина Брилевич, Стелла Ракутуарисуа, Алексей Стонога.