Сделали кабриолет за минуту и накормили 400 гродненцев. Как в Гродно прошел день пожарной службы

Увидеть десятки раритетных и современных пожарных автомобилей, принять холодный душ в жару и попробовать солдатской каши  с чаем можно было в понедельник, 25 июля, на площади Ленина и в парке Жилибера. Там с размахом прошел 163-й день рождения пожарной службы Беларуси.

Площадь Ленина стала «Красной площадью»

Старт праздничным мероприятиям был дан на площадке возле вечного огня. По традиции здесь принимали присягу 20 молодых спасателей — рядовые и сержанты. Их поздравили заместитель председателя Виктор Лискович, заявивший, что борьба со стихией — удел сильных и храбрых людей; начальник областного управления МЧС Сергей Шпарло напомнил, что в первое время новичкам-спасателям нужно будет проявить настой, волю и усердие в изучении техники и ее характеристик. Благословили пожарных католический и православный священники.

После этого эпицентром празднований стала площадь Ленина. В этот день она окрасилась в характерный алый и больше напоминала «Красную площадь» — из-за собранной здесь спецтехники. О каждом автомобиле спасатели рассказывали отдельно:  и про ретроавтомобиль АЦ-30, который на момент выпуска в 1967 году считался пиком совершенства, и про более современные образцы спасательной техники. Самые «навороченные» машины сегодня стоят на вооружении пожарного аварийного-спасательного отряда и отряда, несущего службу на «ГродноАзот». Например, АПКТ-45. Возможности немецкого оборудования, установленного на отечественное шасси МАЗа, позволяют поднимать специальную люльку с тремя спасателями на высоту до 45 метров. Кстати, за несколько лет службы машина так и не получила боевого крещения — пока ее уникальные способности проверялись лишь на учениях.

— Мы представляем в прямом и переносном смысле армию спасению, — говорил в мегафон офицер МЧС, рассказывая о том, что для современных спасателей не осталось непокоренной стихии. На каждый чрезвычайный случай жизни спасателям есть чем ответить: будь то отряд спасения на высотах, будь то водолазная служба, будь то отряд химико-радиационой безопасности.

Двери каждой из 12 машин были открыты, рядом выложено оборудование и амуниция. Этим с удовольствием воспользовались самые маленькие гродненцы. Детвора кружила вокруг техники, словно вокруг ларька с мороженным, и с любопытством осматривала выставленные образцы.  Мальчишки за рулем многотонных МАЗов или с трудом удерживающие на плечах тяжелые шлемы, девчонки, облюбовавшие надувной спасательный катер— это были идеальные кадры в семейный фотоальбом.

Гродненец Игорь снимает со ступенек машины одного из двух сыновей-школьников:

— Как отнесетесь к тому, что ребенок, побывав внутри машины, захочет стать пожарным?

— Положительно. Это хорошая, правильная профессия. Хотя знаете, им все тут нравится. Но попади они в какую-нибудь военную машину, тоже понравилось бы, — улыбается Игорь.

Как за минуту сделать из старого «Москвича» кабриолет

Желтый «Москвич 2141». Только кузов на колесах, старый, с ржавчиной. Внутри — манекен, по легенде заблокированный внутри после аварии. К «железному гробу» подходит 4 спасателя, у двоих в руках огромные щипцы. Пожарные играючи перекусывают стойки. Пару незатейливых манипуляций — и вскоре «Москвич» превращается в кабриолет.

В центре площади развернут белый пожарный рукав-шланг. Неподалеку лежит еще один, только он образует петлю. Все тот же голос из мегафона просит гостей не заходить за ленточные ограждения — мол, это чревато сюрпризами. Одни опасливо отходят за границы, другие не слушаются и собираются у подножия памятника Ленину. Тут из мегафона начинают вылетать спасательные термины: рукавная линия, водная завеса первого эшелона, второго эшелона и др. Кажется, все уже понимали, что сейчас произойдет, но считали, что это их не коснется. Загудели насосы в машинах. Рукава надулись и распрямились, и обычный шланг, который взяли два спасателя, выдал водяную струю на метров пятнадцать и ненароком окатил непослушных гостей. Тогда из мегафона донеслось шуточное:

— Теперь поняли, почему я вас предупреждал?

Хотя, стоит признать, досталось и тем, кто послушался советов отойти. Дело в том, что шланг-петля, предназначенный для создания тех самых эшелонов, представлял собою обычный шланг с многочисленными отверстиями. Когда подали воду, петля стала чем-то вроде массового и доступного холодного душа на неограниченное количество людей. Пелена из водяной крупы застилала все вокруг. Первыми пользователями спасительного душа в жару стали дети. Они буквально сорвались с мест и помчались внутрь круга. Некоторые мамы требовали вернуться, но дети, кричавшие и гомонившие, ничего не хотели слышать. Довольные и улыбчивые, они возвращались к родителям спустя пару минут. На них не было сухого места.

«Я бы попросила добавки, а кто стоять будет?»

Когда показательные выступления на площади Ленина закончились, гостей пригласили пройти к амфитеатру в парке Жилибера. Были обещаны детские конкурсы, солдатская каша и концерт.

Найти в многолюдном парке полевую кухню не представляло труда. Нужно было отыскать самую длинную очередь. Гродненцев угощали чаем и солдатской кашей. Если бы в армии действительно кормили подобной вкуснятиной (гречка, томатный соус, тушенка), то за право служить срочную молодые люди выстраивались бы в очереди. Как рассказал нам повар, накормить смогут порядка 400 человек. Видим, как мальчик просит у мамы добавки. Мама осмотрела длинную вереницу людей и сказала: «Я бы попросила добавки, а кто стоять будет?»