Крутили волосы на молоко и заливали мебельным лаком — как советские школьницы собирались на выпускной

Во времена всеобщего дефицита многое приходилось «доставать». В очередь за хорошей тканью становились за год, но за столом лакомились икрой. «Вечёрка» узнала, как собирались на выпускной советские школьницы и зачем плевали на тушь для ресниц.

Выпускники 1966 года. Фото из личного архива Натальи Канюк

Помнит первую любовь спустя полвека

Всю жизнь Тамара Мухина работала фармацевтом в Гродно. В 1959-м она окончила школу в Орше. В том же году по совету мамы поступила в медицинское училище в Витебске, хотя в школе очень любила английский язык.

— Мы даже ходили в кино, смотрели фильмы на английском, а потом обсуждали их с учительницей, — вспоминает Тамара. — Школа — самое замечательное время. В университете началась борьба за оценки, за стипендию.

На школьный выпускной Тамара надела белое платье чуть ниже колена, которое взяла у двоюродной сестры. Тогда была традиция — встречать выпускной непременно в белом. Заплела две косы и бант посередине. В те годы девушки не красились.

— Разве что несколько девочек могли глаза подкрасить. Тогда никто не заказывал ресторанов. Праздновали в школе. Собирались в актовом зале, потом в столовой. А в университете помню только, как многие, и я в том числе, стеснялись выпивать. Было вино. Только когда кто-то робко сказал: «Налей мне!» — осмелели и другие.

Школьницей Тамара всю учебу сидела за первой партой и подсказывала юноше по соседству, в которого была влюблена. Рассказывая о первой любви, спешит закрыть дверь:

— Чтобы муж не услышал, — шутит она. — Так вот, с этим мальчиком мы дружили. И портфель мне носил, и домой приходил. На выпускном мы с ним танцевали и впервые поцеловались. А потом разъехались: он поступил в Калининградское мореходное училище, я — на фармацевта в Витебск. Несколько лет переписывались. Думаю, сильно нравилась ему. А однажды пришло письмо, в котором он сообщил, что женится. Так наше общение оборвалось, но я до сих пор помню о нем.

Волосы заливали мебельным лаком

В шестидесятые годы в «Красной звезде» крутили кино «Бабетта идет на войну» с Брижит Бардо в главной роли. Все гродненки восхищались этой актрисой и называли ее «ББ». Чтобы сделать прическу как у «ББ», использовали консервные банки или жестянки из-под кофе. Закладывали их под волосы — получались объемные прически. Иногда случалось, что банки выпадали. Вычесанные волосы девушки собирали и делали из них «подкладку» под прическу. Некоторые подкладывали старые колготки или тряпки.

На черно-белом фото стайка девчонок в белых нейлоновых платьях, сшитых на заказ, обступила своего одноклассника. На руках одной из выпускниц прозрачные перчатки — это юная Наталья Канюк. Сейчас она известный гродненский историк, а в 1966 году — выпускница 45-й школы (теперь 10-я гимназия).

— На выпускном у всех девчонок были остроносые туфли на 5–7-сантиметровых шпильках, — рассказывает Наталья. — Получали их по большому блату из-за границы. У меня были две пары: венгерские черные туфли с украшением и белые с дырочками.

В шестидесятые в моде была осиная талия — такая, которую можно обхватить двумя руками. Девушки крутили небезызвестный нынче хулахуп, а тогда просто «круг», и утягивали талию ремешками.

— Волосы мы накручивали на молоко и на пиво, — говорит Наталья. — Лак для волос был очень дорогим, поэтому использовали мебельный лак. Для экономии разводили его водой. Поход в парикмахерскую приравнивался к поцелую с мальчиком. В школе макияж не делала, зато в «универе» вовсю красилась тушью. Ее называли «поплюйка»: прежде чем краситься, щеточку нужно было смочить водой или поплевать на нее.

Аттестаты вручали в актовом зале Гродногражданпроекта, а банкет проходил в школе:

— У нас и шампанское было на столе, и красная икра — неплохо жили, только все нужно было «доставать».

«Сухой закон»

В восьмидесятые с лаками для волос и ногтей, бигудями и прочей атрибутикой стало проще, зато о платье и туфлях нужно было позаботиться за несколько лет: уже восьмиклассницами девчонки покупали ткань для выпускного.

— Приобретать ткань для платья и туфли лучше всего было в чековых магазинах, но покупать там могли только дипломаты и военнослужащие. В Союзе была целая сеть таких магазинов под названием «Берёзка», — рассказывает сотрудница комплекса «Озёрный» Ирина Ясемчик, которая выпустилась в 1985 году из Паневежисской средней школы — единственной русскоязычной школы в литовском городке. — В ателье шила длинное розовое платье с люрексом и модными тогда квадратными плечами, а папа «достал» серебристые югославские босоножки.

Как в шестидесятые, так и в восьмидесятые годы краситься в школе считалось моветоном.

— Помню, косметики на мне не было, зато накрасила ногти розовым лаком — советский шик. Над прической тоже особенно не заморачивалась: сама накрутила на бигуди, но пока шла в школу, начался дождь — и все раскрутилось, — говорит Ирина.

Аттестаты вручали на школьной линейке. На выпускном устроили небольшой концерт в актовом зале и застолье в столовой. Алкоголя не было.

— На столах не было даже шампанского. И никто из нас не приносил спиртное тайком. Хорошо запомнилось, как весь вечер за мной «бегал» один мальчик — приглашал танцевать, но я отказывалась, потому что он был ниже меня на целую голову.