«Варкрафт»: во славу Орды

В мире больших и страшных орков откровенные проблемы с экологией, поэтому зеленоглазый (в наихудшем смысле) колдун Гул'Дан ценою жертвоприношений открывает портал в королевство людей: запустить авангард, наловить маленьких мягких пленных для подпитки, переправить всю Орду. Люди сперва не обращают внимания, а потом вдруг начинают заканчиваться. Королю, главнокомандующему и паре магов только и остается, что задуматься о проблеме жертвенности с другой стороны.

 

Варкрафт / Warcraft

 

Режиссер — Данкан Джонс

В ролях: Трэвис Фиммел, Пола Пэттон, Бен Фостер, Доминик Купер, Тоби Кеббелл.

 

В мире больших и страшных орков откровенные проблемы с экологией, поэтому зеленоглазый (в наихудшем смысле) колдун Гул’Дан ценою жертвоприношений открывает портал в королевство людей: запустить авангард, наловить маленьких мягких пленных для подпитки, переправить всю Орду. Люди сперва не обращают внимания, а потом вдруг начинают заканчиваться. Королю, главнокомандующему и паре магов только и остается, что задуматься о проблеме жертвенности с другой стороны.

Вселенная Warcraft — самая известная франшиза игровой компании Blizzard и главное фэнтези-порождение мира компьютерных игр — давно просила экранизации, будучи на редкость кинематографичной в своей основе: огромный разнообразный мир, вечный конфликт, выпуклые персонажи, слияние максимальной эпичности и умилительно пошлого постмодернизма, так ложащееся на душу миллионам по всему миру. Немного найдется тридцатилетних, не рубившихся когда-то хоть в одну из частей легендарной стратегии, — и это оставляя за кадром штабеля подписчиков World of Warcraft, которую пока можно отставить. Кассовый успех был предрешен, но как же свежая кровь? Воспримут ли кино те, кто не в курсе, кто немолод, кто просто идет на сеанс очередного фэнтези, открывающего летний сезон?

Режиссер Данкан Джонс, сын Дэвида Боуи, непонятно как угодивший в перекрестье между строгими поклонниками и сценаристами из Blizzard, озабоченными вопросом качества, ранее снял лишь два малобюджетных фантастических фильма. И «Луна», и «Исходный код» от коллег по жанру отличались в основном человечностью, будь то сердешный робот с голосом Кевина Спейси или нарушающая военный устав героиня Веры Фармиги. К тому же Джонс в юности был без ума от самих игр — естественно, он согласился снимать, когда предложили. Эти два достоинства режиссера — гуманизм как позиция и заинтересованность сведущего — и делают из многомиллионной цифровой стружки нечто интересное.

Меньше в этом плане повезло людям: да, их можно жалеть, но особо некем восхищаться. На экране лишь самое начало великого конфликта двух рас, почти все именитые персонажи вроде Артаса или Джайны еще даже не родились (или рождаются прямо перед зрителем), поэтому скучный король, ехидный генерал и бесконечно усталый маг, у которого хотя бы есть своеобразный мотив, никак не становятся достаточно трехмерными. Здесь нет реальной нужды в их личных историях — единственная сцена «давайте вспомним детство» смотрится скорее дурацки, но потому нет и настоящего сопереживания, харизмы, энергии. Иное дело орки.

В Warcraft орки не такие, как у Толкиена (безжалостная, бесформенная угроза, кодла убийц, подчиняющихся лишь закону силы) или во вселенной Warhammer (слегка симпатичные, но глупые и злые туземцы, берущие числом, а не умением). Здесь они тоже те еще клыкастые образины, но их традиции, их жизненные установки, во-первых, вообще наличествуют, во-вторых, близки к индейским или каким-нибудь восточным: честь, слово, клан, бой лицом к лицу, слава в победе, позор в отступлении. Это довольно бесхитростно, но тем не менее традиционно работает: главный объект для сопереживания в этом фильме — трехметровый коричневый орк, а еще один — пленная зубастая зеленая полукровка, невольно служащая переводчицей. Благодаря ей изящно реализовано столкновение культур: орки и люди абсолютно не понимают друг друга, а лишь слышат раздражающий набор звуков — хотя смысл столкновения как раз в том, что с обеих сторон есть, условно, герои и злодеи. Исключительно меткое, пронзительное решение в нашу эпоху, когда те, с кем делишь родной язык, могут не понимать тебя напрочь, а люди за тридевять земель — напротив, разделять позицию.

Для тех, кто не найдет прелести в орках — «Варкрафт» выглядит действительно красиво, дает прочувствовать масштаб мира, хоть и загоняет пока себя в рамки отдельных сцен. Для фанатов — здесь мелькает мурлок (милейшее создание во вселенной), показывают полиморф (превращение человека в овечку), а маг Медив разок перекидывается в ворона, как положено. Для пуристов синематографа — монтаж местами неуклюжий, а людей не учили боевой хореографии, но зато абсолютно прекрасна съемка, то из глаз птицы имитирующая вид как в стратегии, то берущая интересные крупные планы.

А для всех остальных это, может быть, и не безотказный способ разобраться наконец, что их дети/мужья/сиблинги/друзья находят в удивительных, неповторимых, увлекательных игровых мирах — но зато в кои-то веки достаточно самоценный способ.

 

 

Фильм можно увидеть в гродненских кинотеатрах. Расписание сеансов — в нашей афише.


Читайте также: полный список обзоров