«А где я могу найти кого-нибудь нормального?»: в Старом и Новом замках прошла «Ночь музеев»

Дать волю воображению и всецело принять власть фантазии предлагали в Гродненском историко-археологическом музее. Креативная программа «Сон в майскую ночь», посвященная международной акции «Ночь музеев», прошла в интерьерах Старого и Нового замков вечером 20 мая.

 

Внутренний дворик Старого замка утопал в острых гитарных риффах. За пару минут до начала шоу центральный вход облюбовали странные личности. С готическим make-up и в нарядах от каких-нибудь полуслепых и косолапых дизайнеров по ступенькам разгуливали, казалось, герои постапокалиптического голливудского блокбастера «Безумный Макс». Рокер в косухе и начесом высотой в девятиэтажку, облаченный от макушки до пяток в черную мантию посланник преисподней с посохом, передвигавшийся на ходулях. Девочки, больше похожие на участниц подтанцовки в клипах Леди Гага. Если нарядиться одновременно в позаимствованные у знакомых панка, эмо и электрогазосварщика одежды, то можно было сойти и за своего на этом перформансе. Кстати, гостей попросили следовать сюрреалистичекому дресс-коду.

Нынешняя «Ночь музеев» в историко-археологическом замке была посвящена теме сюрреализма. Отсюда и тяга к необычному, будоражащему гардеробу у гостей вечера. К 20.00 гости собрались в Сенаторском зале замка. Желающих было столько, что не всем хватило стульев. Специально к шоу организаторы возродили Бюро сюрреалистических исследований — реально существовавшую в 20-х гг. прошлого века организацию, в которую вошли художники, литераторы и просто творческие личности, небезучастные к идеям набиравшего силу направления. Главной героиней вечера стала, как ни странно, та самая Алиса, которую отправил в путешествие по неизведанным лабиринтам детского подсознания Льюис Кэрролл. Ее гардероб в этот вечер эпатажа и бурлеска выглядел скучно и обыденно.

По сценарию вместо страны чудес Алиса вместе со зрителями гуляет по другой стране — стране максимально раскрепощенных в творчестве, свободных от догм и правил художников-сюрреалистов. С Алисой, шляпником  и Белой королевой мы путешествуем от одной важной для сюрреализма личности к другой. От основателя течения Андре Бретона до Фриды Кало, от Рене Магритта до Сальвадора Дали. Со стороны это напоминало анимированную лекцию в колледже искусств, когда студентов просят необычно и смело рассказать о творчестве любимого сюрреалиста. Стоит признать, зрительский зал с достоинством выдержал двухчасовой урок о знаменитостях, которые сделали себе имя на эпатаже, скандалах и провокациях.

В один момент потерянная в царстве абсурда Алиса спросила у спутников:

— А где я могу найти кого-нибудь нормального?

— Нигде. В этом вся суть. Люди — разные, никто не похож друг на друга. И это нормально! — ответил шляпник.

 Выступили на вечере камерный хор Гродненской капеллы и скрипачка Дарья Мартысевич. Группа современной хореографии «ТАД» знала, куда попадет, поэтому презентовала танцевальный номер под названием «Порхание бабочки над крысой, охотящейся на гусеницу, влезающую на оголенный провод за секунду до апокалипсиса». Несколько ребят организовались в ВКонтакте, назвали себя «творческое пространство «Дом 46»  и показали номер «Жил-был один рыжий человек». Энтузиасты в течение месяца читали Даниила Хармса чтобы выяснить, какие ассоциации у них вызовет специфическое творчество автора. Вышла этакая срежиссированная танцевальная вечеринка, с уймой танцев и минимум реплик. Выдав пятиминутный дэнс-марафон в стиле транс, «Дом 46» в финале низко откланялся.

Когда Бюро сюрреалистических исследований закрылось, гости переместились на второй этаж Старого замка. Тут работала фотозона, синемасалон (демонстрировались фрагменты фильмов сюрреалистов), отдельное пространство заняли столы с настольными играми. Все музейные экспозиции как Старого, так и Нового замков были открыты. Продолжился необычный вечер во дворе Старого замка, где до полуночи работала транс-дискотека.