«Пляж» за миллион долларов и законодатель парижской моды. В Вильнюс приехала уникальная выставка творчества Льва Бакста

Картину Льва Бакста за 1 миллион долларов можно увидеть на выставке в Вильнюсе. Доедет ли уникальная экспозиция до Гродно, города детства знаменитого художника, остается под вопросом.

Международная выставка «Время и творчество Льва Бакста» развернулась в четырех залах на двух этажах в Вильнюсской картинной галерее. Она посвящена 150-летию со дня рождения знаменитого художника. Правда, художественных работ Бакста на вставке всего семь.

Полотно с загорелыми телами на пляже называется «Купальщики в Лидо» и ярким пятном выделяется на вернисаже. Здесь это самая большая и самая дорогая картина. Организаторы раскрывают ее стоимость – 1 миллион долларов. Сумма удивляет, ведь произведение даже не закончено.

Картина «Купальщики в Лидо»

— Эта работа совершенно не похожа на другие. Бакст в ней экспериментировал, — рассказывает историю творения куратор выставки, советник по делам искусств «Белгазпромбанка» Владимир Счастный. — Она написана в 1909 году, как раз сразу после первого «Русского сезона» в Париже, который прошел с большим триумфом. Сергей Дягилев, Лев Бакст и танцовщики Вацлав Нижинский и Айседора Дункан поехали отдыхать на остров Лидо около Венеции. Пока все купались, бедный Бакст всё рисовал. Тогда выставлялись в салоне в Париже Матисс, Дерен и Бакст решил попробовать себя в этой манере. Попробовал и больше к ней не обращался. Но картина стала уникальной в своем роде.

За время отдыха в Лидо он нарисовал четыре работы. Одна хранится в музее в Нью-Йорке, вторая – в частной коллекции в США, третья – в музее в Тель-Авиве, а четвертую приобрел в свою коллекцию «Белгазпромбанк», который и выступил одним из организаторов выставки.

Остальные произведения Бакста совсем небольшие. Это «Пейзаж с кипарисами», написанный в путешествии по Греции, и «Сумерки над озером», а также портреты поэтессы Зинаиды Гиппиус, художника Филиппа Малявина и неизвестной женщины. Особого внимания заслуживает «Рыбак с курительной трубкой» — одна из ранних работ художника, которая, скорее всего, была написана в Париже. Она относится к «акварельному» периоду творчества, когда Бакст создал целый ряд жанровых портретов в такой технике.

Картина «Пейзаж с кипарисами»

Картина «Сумерки над озером»

Картина «Рыбак с курительной трубкой»

Портрет Филиппа Малявина

Портрет женщины и Портрет Зинаиды Гиппиус

Отдельный зал посвящен театральному искусству. Здесь представлены эскизы костюмов к спектаклям.

— Бакст был более известен как театральный художник, — уверен Владимир Счастный. – Дягилев уговорил его представить в Париже русские балеты. Первый из них, «Клеопатра», с Идой Рубинштейн в главной роли и костюмами Бакста произвел настоящий фурор. Лев Бакст стал самым популярным театральным художником. Особенная популярность появилась после следующего спектакля — «Шехерезада». Критики тогда писали, что Париж был доподлинно пьян Бакстом. Сочетание культа насилия и эротики – то, чего жаждала европейская публика.

Эскизы костюмов к балету «Шехерезада»

Лев Бакст фактически ввел новую моду на восточные мотивы. Дамы в Париже начали носить шаровары, завязывать чалму на голове, ходить на танкетках. Баксту стали поступать заказы от дома мод и других производителей аксессуаров одежды, аксессуаров для бани, мыла. Он был в то время, как сейчас Армани или Пьер Карден. Работы Льва Бакста тогда стоили в десять раз дороже, чем произведения Пикассо или Матисса.

Третий спектакль «Полуденный сон фавна» вызвал ужасный скандал.

«Полуденный сон фавна»

— Публика свистала, топала ногами. В газетах писали, что это животная эротика, — рассказывает Владимир Счастный. – Дягилев тогда сказал: «всё на пользу, спектакль войдет в историю балета». Так и получилось. Нижинского до сих пор помнят в роли фавна, а его костюм стал визитной карточкой «Русского балета».

Около двухсот остальных экспонатов выставки – это работы художников, с которыми, так или иначе, пересекался жизненный путь Льва Бакста. Среди них миниатюрный «Лунатик» Марка Шагала, ученика Бакста. Это одна из первых его картин, написанных в Париже. Именно переезд Шагала в Париж и желание учиться искусству во Франции стало причиной конфликта между учителем и учеником. Многие работы принадлежат членам объединения «Мир искусства», в которое входил также Бакст, и другим современникам художника. Среди них Фердинанд Рущиц, Станислав Жуковский, Миколаюс Чюрлёнис, Константин Коровин, Борис Кустодиев, Валентин Серов.

Работы для выставки «Время и творчество Льва Бакста» предоставили музеи Литвы, Латвии, Беларуси, а также частные коллекционеры. Инициатива выставки принадлежит «Белгазпромбанку».

Письмо Льва Бакста Сергею Дягилеву

Сможет ли уникальная выставка открыться в Гродно, пока неизвестно. Председатель правления банка ОАО «Белгазпромбанк» Виктор Бабарико заявил, что в Гродно пока не выказали желание принять у себя данную экспозицию. В то же время Министр культуры Беларуси Борис Светлов отметил, что Гродно никогда не отказывался от проведения крупных выставок, тем более выставки, посвященной творчеству их земляка Льва Бакста. Но сейчас город готовится к масштабному событию – Фестивалю национальных культур. Более реальным будет открыть выставку в областном центре осенью.

Посетить выставку можно до 26 июня.

Справка «ВГ»

Лев, более известный во всем мире как Леон, Бакст родился 9 мая 1866 года в Гродно в еврейской семье. В официальных бумагах был записан как Лейб-Хаим Израилевич Розенберг. Псевдоним Бакст взял из фамилии бабушки. В 16 лет поступил в Петербургскую академию художеств. Судьбоносная встреча с будущими создателями творческого объединения «Мир искусства» состоялась, когда Баксту было 24 года. В рамках этого объединения он стал сценографом «Русских балетов» Сергея Дягилева. Лев Бакст получил мировую известность прежде всего как театральный художник. Сотрудничал с театрами Парижа, Лондона, Брюсселя, Рима, Нью-Йорка. ЮНЕСКО включило 150-летие Льва Бакста в список памятных дат этой международной организации.