Оксана Пликус: «Я себе нравлюсь, и это главное»

Актриса гродненского драмтеатра Оксана Пликус за роль купчихи Софьи Игнатьевны Турусиной выиграла в номинации «За лучшую женскую роль второго плана» на фестивале «Смоленский ковчег».

 

В середине апреля труппа гродненского драматического театра принимала участие в представительном пятом международном театральном фестивале «Смоленский ковчег».

По регламенту биеннале, театр мог привезти одну премьерную постановку. Выбрали пьесу Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (режиссер-постановщик Геннадий Мушперт). По словам замдиректора гродненского драмтеатра Дмитрия Чилика, выбор спектакля был очевиден. Пьеса русского классика на русском языке, которая, несмотря на уважаемый возраст в полторы сотни лет, не потеряла своей актуальности и по сей день. Художник-постановщик Ольга Щербинская не стремилась передать атмосферу купеческой Москвы XIX века, а постаралась осовременить сюжет, в большей степени через костюмы раскрывая характеры героев, делая их узнаваемыми для современного зрителя.

О том, как все происходило, Оксана Пликус рассказала корреспонденту «ВГ».

О фестивале

Мы же ничего не посмотрели. А от своего спектакля впечатления не новые. Сыграли как сыграли. Уже год играем этот спектакль. Но вот театр в Смоленске потрясающий — 1000 мест! И на нашем спектакле он был полон. Акустика невероятная. На спектакле можно было разговаривать шепотом — нас было слышно.

О спектакле

Честно признаюсь, такого ощущения, чтобы я воспарила и полетела, не было — на самом деле очень редки эти актерские ощущения. Мы их всегда ждем. В данном случае все было достаточно обычно. Но главное — мы не знали, что нас будут оценивать. Никто не знал, что будут какие-то там номинации. Однако на спектакле сразу почувствовался зритель. Я почувствовала, как они слушают. Они пришли на Островского, они пришли на классику. И когда я работала, у меня было очень четкое ощущение, что они за мной следят, они внемлют. Чувствовала, что достойно выступаю, и спектакль проходит хорошо.

Публика

У них, как я заметила, классики очень много ставят — Чехова, Шекспира… Конечно, не обходится и без Куни. Им ведь тоже надо зал наполнять. К тому же не последнюю роль играет близость Москвы — заметно много столичных гастролей и антреприз. Да и значимость фестиваля не стоит сбрасывать со счетов. Более двадцати постановок на любой вкус.

О предчувствии

У меня была маленькая надежда, что про меня что-то напишут, не то чтобы приз получить. Мы ведь думали, что если и отмечают кого, то только за главные роли. Потом, на обсуждениях, председатель жюри дал мне положительную характеристику. А я про себя подумала: «Значит, все хорошо, если уж ему понравилось».

О награде

По молодости их не замечаешь. Я себе нравлюсь и это главное. А с возрастом приходит все-таки некоторое желание, чтобы отметили со стороны. Но главное, что было очень приятно, — то, что меня поздравляли коллеги. Конкретно на этом примере я поняла, что ко мне хорошо относятся. Приятно, когда тебя искренне обнимают, звонят. Оказывается, они все добрые и хорошие люди. И ты думаешь: «Значит, все правильно я делаю».

О фестивалях

Ездить надо чаще. Это как глоток свежего воздуха. Это нас так приподнимает. И не знаю, правда это или нет, но в жюри сказали: «Ваш спектакль был украшением нашего фестиваля».

Многие актеры сожалели, что никаких других спектаклей увидеть не получилось. Жесткий график участия не позволил познакомиться с работой других театров. Но гастроли — в любом случае возможность по-другому посмотреть на уже привычные спектакли. Это тем более важно, когда твоя личная актерская работа выделяется и становится заметной даже международному жюри.

Справка «ВГ»

Фестиваль проходил 9 дней на четырех сценах города. Помимо гродненцев в фестивале приняло участие еще 22 театра из России, Израиля, Польши, Беларуси, Швеции. В состав жюри вошли театральный критик, редактор журнала «Вопросы театра», руководитель курса ГИТИСа, председатель экспертного совета премии «Золотая маска» Александр Вислов, член Союза писателей России и Израиля Леон Агулянский, заслуженный работник культуры РФ Надежда Деверилина, доктор искусствоведения Татьяна Котович, журналист и театральный критик Борис Тух.