Убийство ребенка и поджог на Девятовке: на суде подросток признался в преступлениях, а мать отказывается в это верить (обновлено)

Подросток обвиняется в том, что задушил пятилетнего брата и чуть не убил свою мать в квартире на Девятовке. Свою вину он признал полностью. Мать не верит, что сын совершил преступление. Первое заседание по делу прошло во вторник, 29 марта, в Гродненском областном суде.

Подсудимый — сын, потерпевшая — мать

Больше двадцати человек: родные, близкие и друзья главных участников процесса, собрались у дверей Гродненского областного суда:. На скамье подсудимых — 17-летний подросток, потерпевшая — его мать. Через стеклянные двери родные наблюдают, как парня ведут через коридор под конвоем. Слышны плач и громкие восклицания.

— Сколько вам лет? — уточняет на входе в зал суда конвойный.

— Шестнадцать, — несколько девочек одна за другой достают паспорта, их тоже пропускают.

Худощавый подросток в черной куртке сидит в «клетке» зала суда, согнувшись и низко склонив голову, время от времени поглядывает в сторону судьи.

Денис закончил 9 классов школы, учился в колледже. Ранее не судим, но состоял на учете в ИДН за распитие спиртных напитков и кражу из магазина. Родители развелись, когда мальчику было полтора года. Мать вышла замуж повторно, в семье родились еще двое детей Максим и Матвей.

Решил, что мать умерла

Прокурор Светлана Рахман зачитала государственное обвинение. По нему, 17-летний юноша обвиняется в убийстве младшего брата, покушении на убийство матери и уничтожении имущества общественно-опасным способом. По версии обвинения, он около восьми часов вечера 19 августа «на основе возникших неприязненных отношений» ударил мать кулаком и молотком по голове не меньше семи раз, нанес ей открытую черепно-мозговую травму. Он оставил мать лежать, решив, что та умерла, но женщина только потеряла сознание.

Согласно гособвинению, пятилетний брат увидел кровь на голове мамы и хотел позвонить бабушке. Но подросток, желая скрыть преступление, решил убить и ребенка. Он набросил полотенце малышу на шею, положил на тахту лицом в подушку и задушил его. Потом разлил в комнате по полу и мебели водку и поджег, а на кухне включил конфорку газовой плиты. Сам вышел из дома и закрыл дверь на ключ с обратной стороны. Подростка почти сразу задержали. Потерпевшей по делу выступает мать. Ей причинен материальный ущерб на сумму более 86 млн рублей из-за пожара и моральный — в связи со смертью младшего сына.

В этом доме на Девятовке произошла трагедия

«Как я откажусь, когда решается судьба моего ребенка?!»

Подсудимый полностью признал свою вину, но давать показания в суде отказался.

— Я давал показания раньше не один раз и не вижу смысла давать их снова, — парень бодро, громко и по-военному четко отвечает на вопросы судьи.

С августа прошлого года он находится в СИЗО.

Первой допрашивали его мать в качестве потерпевшей, хотя она как родственник могла отказаться:

— Как я откажусь, когда решается судьба моего ребенка?!.

 Татьяна Викторовна рассказала, что в семье были «нормальные отношения», муж не делил детей на родных и неродных. Проблемы по ее мнению начались, когда из тюрьмы вышел брат мужа. Правда, в чем они выражались, она не объяснила.

За полгода до трагедии ситуация дома обострилась. Мать вместе с младшим сыном легли на три дня в больницу на плановую небольшую операцию. На это время ее муж привел домой любовницу. Позже, по словам Татьяны Викторовны, супруг и «его женщина» ей угрожали. Муж мало находился дома, «приходил пообедать».

— После этого с Денисом будто что-то случилось. Он перестал меня слушать. Связался с плохой компанией, — говорит мать.

Она созналась, что любила «залезть» в почту и на страничку сына в социальных сетях почитать его переписку. Денис об этом знал, злился и просил не читать.

Квартира сразу после поджога. Фото: mchs.gov.by

Мать: «Я просто говорила на повышенных тонах»

В течение последней недели перед убийством Денис перестал ходить на подработку. Мать узнала об этом и поговорила с ним на повышенных тонах. Припомнила также о потерянном им «хламнике» (рюкзаке — Прим. «ВГ»), о котором не раз заходил разговор, упрекнула, что он летом куда-то унес из шкафа теплый свитер и надел чужую майку. Женщина отрицала, что был скандал.

— Соседи хорошо слышали ваш громкий голос, — заметила прокурор.

— Я просто говорила на повышенных тонах, — пояснила женщина.

По версии потерпевшей, она вечером прилегла поспать. Старший сын пришел домой, двое других гуляли на улице. Сквозь сон ей показалось, будто кто-то сказал: «Мама, закрой глаза. Скоро будет сюрприз». Потом она помнит, как проснулась в каком-то дыму. Нашла младшего сына на кровати, начала приводить его в чувства, через окна звать на помощь. Единственный на всю семью набор ключей дома почему-то отсутствовал, поэтому женщина не смогла самостоятельно выбраться из квартиры. Дверь взламывали соседи.

Женщина утверждает, что не помнит, кто ее бил. Не верит, что сын мог совершить такое преступление:

— Это сделано взрослой рукой и взрослым умом.

Она подозревает в убийстве любовницу мужа или его брата, ведь второй из двух комплектов ключей был у мужа.

Читайте также: «Младшего Матюшу он любил больше всего». Друзья отказываются верить, что подросток мог убить брата

«Прошу, дайте минимум»

Мать отметила, что старший и младший сыновья были «не разлей вода». Утром перед выходом из дома и на ночь целовали друг друга. Денис никогда не отказывался забрать малыша из садика или отвезти на занятия гимнастики. Ребенок приходил к подростку спать. Если Матвей раскидывал игрушки, и мама злилась, старший вставал на его защиту: «Этого ребенка трогать нельзя!»

— Отец родной так не любил Матвея как Денис, — с плачем говорит мама.

— Если ваш сын будет признан виновным в этих преступлениях, то какое наказание вы для него хотите? — деликатно уточнила адвокат.

— Я прошу, дайте минимум, который можно. Я могу на колени встать. У меня и так сына забрали, — сквозь слезы произнесла мать.

Женщина не претендует на возмещение сыном морального и материального вреда.

Обвиняемый: «Хотел убрать свидетеля»

Несмотря на то, что обвиняемый отказался от показаний, он ответил в суде на несколько вопросов. Вспомнил, как ударил мать кулаком в лицо, а когда она упала, избил ее молотком по голове. После этого в домофон позвонил младший брат, и подросток открыл ему двери. Парень ровным голосом рассказал, как задушил брата, когда тот попытался позвонить бабушке.

— Хотел убрать свидетеля, — объяснил подсудимый. Зачем хотел убить мать, он отказался говорить.

Прокурор отметила, что показания обвиняемого не менялись с самого начала следствия. В последующем планируется, что прежние показания подростка будут зачитаны в суде.

Процесс ведет судья Алексей Цветков.

Справка «ВГ»

За убийство ребенка закон предусматривает наказание в виде лишения свободы от 8 до 25 лет, или пожизненного заключения, или смертной казни (ч. 2 ст. 139 УК Беларуси). Однако несовершеннолетний за особо тяжкое преступление, сопряженное с умышленным посягательством на жизнь человека, может получить не больше, чем 15 лет колонии.