На пасхальной ярмарке показали, чем играли дети сто лет назад

Салфетки, которыми украшали стол наши прабабушки, пасхальные яйца, окрашенные по старинной традиции, и шляпы, в которых «Ясь касiў канюшыну», привезли умельцы в центр города. Ярмарка «Гродненские традиции к празднику Пасхи» прошла в пятницу, 18 марта, на Советской улице.

На ярмарку приехало не так много народных мастеров, но все они — хранители стародавних традиций. Наталия Климко привезла из Новогрудка сотню вытинанок. Эта некогда забытая белорусская традиция снова набирает популярность. Техника вытинанки возвращает в детство, когда мы вырезали из бумаги «снежинки». Здесь тот же принцип: лист плотной бумаги размером около квадратного метра складывается в несколько раз. Мастер рисует узор: мелкую сетку, ромбы, круги. Профессионалы рисуют лебедей, аистов, цветы. Потом узор вырезают, бумагу разворачивают — и вот три пары лебедей синхронно плывут по белому полотну. Наталия использует немного другой метод: не вырезает узор, а выбивает. Это называется «выбиванка». Специальную плоскую отвертку ставят на узор и, легонько постукивая по ней молотком, выбивают картинку.

— Это упрощает работу, наши предки делали так же. Правда, в 1930-е вместо молотка и отвертки часто использовали острые гильзы, — рассказывает Наталья.

В те времена вытинанки или выбиванки вешали на окна вместо занавесок. Их называли фиранками и делали из обоев. Они имитировали кружевные тюли. Теперь вытинанка — декоративный элемент. В рамках и под стеклом их вешают на стены, делают открытки. Выбиванка в рамке стоит у Натальи стоит 100 000 рублей, без нее — 60 000 рублей.

Рядом сражаются с ураганным ветром женщины из Большой Берестовицы. Их соломенные изделия разлетаются по улице. Вот полетела шляпа, в которой Ясь наверняка любил «касiць канюшыну». А вот закрутился на ветру и сам Ясь — соломенный, ростом сантиметров тридцать. Тамара Касьян сплела его за три дня.

— Я плету, как и сто лет назад, в основном «витушечками» и «зубаточками». Это самые популярные техники плетения из соломы, — поясняет Тамара. — «Витушками» делаются корзинки и шкатулки. Надо взять пять соломинок и оплетать ими проволочный каркас. «Зубаткой» плетут шляпы — беру длинную соломенную ленту, разрезанную на полоски, и постоянно соединяю их между собой. Получаются острые, как будто «зубатые» края.

Перед плетением солому нужно намочить, иначе она поломается и ничего не получится. В июле и августе Тамара ездит на поля и заготавливает солому снопами. Потом чистит, сушит и разрезает.

Чуть поодаль стоят четыре старушки-сестры. Они продают букеты из вербы, цветов, колосьев и мха. Самая старшая, Чеслава Доминиковна, рассказывает, что за колосьями ходят в поле, мох и вербу ищут в лесу, а цветы выращивают в квартире. Букет стоит 25 000 рублей.

В соседней палатке показывают расписные пасхальные яйца. Они такие яркие — даже не верится, что так праздновали Пасху во времена, когда в продаже не было пищевых красителей. Наши предки для красного цвета использовали луковую шелуху, для черного — сок квашеной капусты, для желтого — отвар одуванчиков, для синего и голубого — ежевику, голубику. Яйца раскрашивали в технике «воскованки», когда иголку обмакивают в раскаленный воск и потом рисуют ею узоры. Затем яйцо опускают в раствор с краской. Те части, на которые нанесен воск, остаются белого цвета.

Привлекают внимание яйца, напоминающие кусочки цветных метеоритов.

— Секрет прост: яйцо обматывается яркой тканью и нитками, варится в кастрюле. Когда вы его достанете, получите вот такой «космический» эффект». Эта техника называется «крашенка», — рассказывает мастерица из Гродно Елена Чумрай.

Елена добавляет к яйцам эффект состаренности: для этого она использует лак для ногтей, чтобы добиться трещин, «кракелюра». Застывая, лак растрескивается — кажется, будто яйцо пролежало не один десяток лет и его скорлупа ломается под натиском времени. Некоторые яйца Елена придумала обшивать тканью, тесемками, кружевом, делать вышивку. Все поделки она высушивает — получаются старинные игрушки «бразготкi». Если потрясти — слышно, как стучат сухие потроха. Сотню лет назад такими играли белорусские дети.