Почему маленькая Даша стала в саду не такой, как все

У шестилетней Даши (некоторые имена изменены) — эпилепсия. Она вполне обычный ребенок: активная, знает слоги, английский алфавит. Несмотря на это, в детском саду настаивают, чтобы девочка находилась там только до обеда, хотя имеет право находиться там целый день.

Мама заболела, забрать в обед ребенка некому

Даше было почти два года, когда врачи поставили ей диагноз «эпилепсия». Ребенок пошел в детский сад в 3,5 года. По словам отца, Юрия, девочка прошла медкомиссию и ей разрешили посещать детский сад с обычным режимом пребывания. Однако после первого приступа заведующая рекомендовала родителям оставлять девочку только до обеда.

— Даша посещала детский сад с 8 до 12. После обеда, когда дети готовились к дневному сну, дочку забирали домой. Жена была в декрете со вторым ребенком, поэтому такой режим нас устраивал, — рассказывает Юрий.

В конце сентября в семье случилось несчастье: жена серьезно заболела и попала в больницу. Встал вопрос, кто будет присматривать за Дашей после обеда. Мужчине пришлось пойти наперекор рекомендациям заведующей.

— С того времени, как жена попала в больницу, я мог забрать Дашу только вечером, после работы. Однако у ребенка не было спального места с 25 сентября по 2 ноября, она просто играла, в то время как дети спали, — утверждает мужчина.

Юрий написал обращение в отдел образования, спорта и туризма горисполкома. В ответе, который мужчина принес в редакцию, сказано: «Пребывание ребенка во время дневного сна в дошкольном учреждении возможно.

Медицинским сестрам поручено осуществлять динамическое медицинское наблюдение за ребенком в группе, при организации дневного сна присутствовать при пробуждении девочки».

По словам Юрия, после обращения у Даши появилось спальное место. Однако мужчина утверждает, что накаленная обстановка осталась: в детском саду настаивают, чтобы ребенка забирали в обед.

«Это большая ответственность для нас»

Заведующая ГУО «Ясли-сад № 100 г. Гродно» Галина Курстак объясняет, что в дошкольном учреждении трудно организовать пребывание ребенка с эпилепсией. 

— Такому ребенку нужны особый уход и внимание, что не всегда возможно в условиях обычной группы. Спальное место у девочки было всегда, но родители и врачи не рекомендовали укладывать ребенка спать из-за возможных приступов, хотя это нарушает распорядок дня дошкольника. Проведенный в октябре 2015 года консилиум в ГУЗ «Детская поликлиника № 2
г. Гродно», учитывая семейную ситуацию, разрешил временно (до стабилизации ситуации в семье) оставаться девочке до вечера. Во время дневного сна и при пробуждении медсестры осуществляют наблюдение за девочкой, но это все равно остается большой ответственностью. Последний припадок у ребенка случился во время обеда, на глазах у детей. Приступ был длительный, пришлось экстренно вызывать бригаду скорой помощи. Девочка была госпитализирована, после перенесенного стресса воспитатель группы тоже попала в больницу.

Юрий по-прежнему может забирать ребенка только вечером. Отец замечает, что после его обращения в газету обстановка потеплела: прекратились разговоры о том, чтобы ребенок оставался только до обеда, а воспитатели делают девочке после дневного сна разные прически. Однако Юрий задается вопросом, надолго ли это.

Заведующая детского сада надеется, что спорную ситуацию решат в детской поликлинике.

«Эпилепсия — не приговор»

Главный внештатный специалист управления здравоохранения облисполкома по детской неврологии, заведующая неврологическим отделением детской областной больницы Татьяна Домаренко:

— Если ребенок с диагнозом «эпилепсия» не имеет психических отклонений и интеллектуального дефицита, он может посещать обычный детский сад, ходить в школу, поступать в вуз, а также заниматься спортом (если речь не идет о профессиональном спорте), Дети с диагнозом «эпилепсия» наблюдаются у невролога и получают медикаментозное лечение, которое помогает контролировать припадки. Эпилепсия — далеко не приговор: болезнь успешно лечится или берется под контроль, а некоторые из младенческих форм эпилепсии самостоятельно проходят к восемнадцати годам.

К сожалению, в Гродненской области количество пациентов с эпилепсией и другими судорожными синдромами не уменьшается. Конечно, в жизни взрослые с диагнозом имеют ряд ограничений — например, при получении водительских прав и некоторых профессий, потенциально опасных для пациента: водитель, сварщик, крановщик. Однако нужно понимать, что дети и взрослые с таким диагнозом не должны быть изгоями в обществе. Среди больных эпилепсией достаточно людей с интеллектом выше среднего, много и талантливых.