Арбузы были редкостью, а лимоны ели только богатые. Как выглядели фруктовые лавки в историческом Гродно

Знакомые зимние ассоциации — запах ели и цитрусовых. Когда впервые в Гродно появились экзотические фрукты, как выглядела овощная лавка, выясняла историк, постоянный автор «ВГ» Наталья Канюк.

На этом месте в 20-х годах прошлого века была «овоцарня» Калмана Станецкого с большой красочной витриной

Знакомые зимние ассоциации — запах ели и цитрусовых. Когда впервые в Гродно появились экзотические фрукты, как выглядела овощная лавка, выясняла историк, постоянный автор «ВГ» Наталья Канюк.

Что такое мандарин?

Сейчас на этот вопрос ответит даже маленький ребенок. Но так было не всегда.

Кто и когда впервые привез в наш город заморские фрукты, история умалчивает. Лишь по отрывочным сведениям известно, что уже при Боне Сфорце (XV век) залы Старого замка украшали апельсиновые и лимонные деревца, а желто-оранжевые плоды красовались на золотых подносах во время пиров.

Опытные итальянские садовники добивались того, что эти растения цвели в парниках. Плоды же прибывали сюда из жарких стран благодаря предприимчивости купцов на протяжении всех последующих столетий. Горожанам и крестьянам, естественно, такие диковинки были неведомы еще примерно лет пятьсот — вплоть до середины XX века.

Апельсины профессора Жилибера

Если взглянуть повнимательнее на план Городницы XVIII века, то можно с удовольствием отметить: неподалеку от современной улицы Ожешко (тогда Вертелишской) был настоящий цитрусовый сад, причем немалых размеров! Он начинался от того места, где ныне находится детский сад № 51 и простирался почти до «Евроопта» на улице Тимирязева, 8.

Конечно, отмеченные на плане кружками деревца лимонов и апельсинов не могли расти в открытом грунте. Их только в теплое время года выставляли из оранжерей в переносных емкостях (ящиках, вазонах). Французский ученый-натуралист Жан Эммануэль Жилибер проводил здесь опыты по акклиматизации капризных теплолюбивых растений и обучал искусству ухода за ними студентов.

Загадочный банан: почему его не ели

Жители Гродно и его окрестностей никогда не страдали от отсутствия яблок, груш, слив и вишен. Выращивали крыжовник, малину и смородину. В лесах собирали бруснику, чернику и ежевику, на болотах — голубику и клюкву.

Уже в XIX веке очень богатые горожане могли позволить себе в качестве лакомства зарубежные изыски: лимоны, ананасы и бананы. Изредка в Гродно привозили астраханские арбузы и дыни, из Закавказья — гранаты и мандарины.

Городским низам зачастую на протяжении всей жизни так и не доводилось попробовать привычные нам бананы или апельсины. И вовсе не только из-за дороговизны. Просто люди не знали, что это такое, как эти фрукты нужно есть и какой от них прок.

Где можно было в Гродно купить кокос

В 20-е годы ХХ века на центральных улицах небольшого и уже не губернского города находилось аж 16 магазинов, где продавали фрукты и овощи. Больше всего «овоцарен» располагалось на Доминиканской улице (ныне Советская). Это были роскошные магазины, занимавшие первые этажи пяти частных домов (№ 7, 14, 18, 24 и 27). Столько же лавок, но уже поскромнее, было на Бригитской улице (Карла Маркса № 1, 5, 11, 13, 15).

Интересно, что два подобных магазина уживались под одной крышей на Мещанской, 1 (ул. Батория) — Рувима Бурде и его конкурента Грауса.

По одному магазинчику с экзотикой и местными овощами и фруктами насчитывалось на Магистратской (ныне Доминиканская), Мостовой, Скидельской (проспект Космонавтов) улицах, на площадях — Скидельской (район автовокзала) и Стефана Батория (Советская площадь). И только один обслуживал население так называемого «занеманского форштадта» — на Липовой улице, 6 (сейчас Горновых).

Все магазины, кроме одного — Квинто Станиславы, принадлежали евреям.

В 1930 году количество «овоцарен» сократилось наполовину, причем только одному Ицке Хандельсману удалось сохранить свое заведение (на Магистратской улице, 1). Остальные продавцы фруктов, скорее всего, разорились, а новые хозяева открыли магазины уже по другим адресам.

Витрины, полные диковин

До Второй мировой войны, по рассказам старожилов, на центральных улицах Гродно внимание прохожих привлекали огромные витрины с красиво размещенными фруктами. Даже зимой высились целые горы оранжевых апельсинов и мандаринов, желтые пирамидки лимонов.

Сочные грозди разного сорта винограда и белые веточки, усеянные сушеным инжиром, каскадом свисали над ними. Манила взрезанная розовая сочная мякоть полосатого арбуза. Тяжелые связки бананов крепились на позолоченных крючьях. Среди вазонов с пальмами и цветами красовались ананасы с пышной кроной зеленых султанов. Финики, изюм, урюк и цветные горки цукатов разнообразили это великолепие. Зачастую фоном служили виды египетских пирамид с караванами верблюдов и оазисами либо джунглей Индии с повисшими на лианах игрушечными обезьянками среди ярких птиц и бабочек.

Перед войной славился фруктами небольшой магазинчик еврея Пищика на Гродничанской улице (приблизительно на этом месте на улице Ожешко стоит дом № 14 с парикмахерской «Ландыш»).

Обходительные продавцы экзотики

Лавочники для удобства покупателей складывали фрукты в бумажный мешочек, который прокалывали деревянной палочкой, служившей своего рода ручкой. Каждый апельсин или лимон оборачивали в папиросную бумагу разного цвета. 

Хозяева «овоцарен» весьма любезно обращались с посетителями: советовали, помогали выбрать, принимали заказы и старались исполнить их в срок. Никогда ни один не подсовывал подпорченный товар. Существовала система скидок на помятые при транспортировке плоды.

Особый, очень приятный запах фруктов стоял внутри помещения и невольно вызывал у взрослых и детей ощущение праздника, пробуждал мечты о дальних жарких странах и алых парусах.