На «Радиоволне» рассказали, когда у рабочих закончится четырехдневка

«С января 2014 года по август 2015-го ежемесячно без нашего согласия отправляли в простои приказами по предприятию. А с нынешнего сентября заставляют ходить в отпуск за свой счет от четырех до семи дней в месяц. Работникам, не согласным с приказом, грозит увольнение» — с таким письмом в редакцию обратились работники ОАО «Радиоволна».

Зарплата — всего 2,5–3 миллиона

«Руководство предприятия объясняет сложившееся положение финансовыми трудностями и снижением объема производства, — говорится в обращении. — Но почему-то приказы работают только для служащих структурных подразделений, а у руководителей полная рабочая неделя. За два года со стороны руководства никаких мер не принималось, кроме как уменьшить рабочее время. Параллельно оформляются приказы по выходным дням, по двойным сдельным расценкам — сдельщикам и по двойным часовым тарифным ставкам — работникам с повременной оплатой труда. Мы могли бы быть патриотами предприятия, но наша зарплата составляет всего 2,5–3 миллиона рублей в месяц. Можно ли прожить на эти деньги в течение двух лет?»

Рассказать о ситуации заводчан вынудил приказ о занятости в декабре, согласно которому для большей части рабочих предприятия определили восемь дополнительных выходных дней — с 21 по 24 и с 29 по 31 декабря.

Неполная рабочая неделя — с сентября

Мы обратились к руководству предприятия и попросили рассказать, что происходит на предприятии. Нам подтвердили, что действительно пришлось пойти на непопулярные меры.

— Чтобы не допустить сокращения численности работников и сохранить квалифицированные кадры, администрация предприятия была вынуждена отправлять персонал в целодневные простои, а с сентября текущего года объявить четырехдневную рабочую неделю, — говорит директор ОАО «Радиоволна» Святослав Карпинский.

Как отмечают на предприятии, их действия соответствуют трудовому законодательству Беларуси. При объявлении режима неполного рабочего времени письменно высказавшие свое несогласие с существенными изменениями условий труда были уволены в соответствии с законодательством с выплатой двухнедельного выходного пособия (это были единицы).

В сентябре — ноябре нынешнего года из 13 дополнительных выходных дней в среднем по предприятию не работали 12 дней, в том числе рабочие — 12, руководители — 12, инженерно-технические работники и служащие — 11, топ-менеджеры — 10 дней.

«По данным на 1 декабря 2015 года на выплаты находившимся в простоях работникам затрачено более 3,4 млрд рублей», — сообщают в администрации.

По информации руководства, среднемесячная заработная плата на ОАО «Радиоволна» за 11 месяцев нынешнего года составила 4,277 млн рублей. В 2014 году была 4,219 млн рублей, в 2013 — 3,802 миллиона. На предприятии добавляют: несмотря на простои производства, администрация предприятия планирует выплатить работникам в качестве подарков к новогодним праздникам материальную помощь.

В чем причина?

Главной причиной ухудшения ситуации на испытывающей финансовые трудности «Радиоволне» стал обвал автомобильных рынков в традиционных странах — импортерах продукции, прежде всего — России.

Как следствие произошло падение объемов производства.

— Производство комплектов электроприводов РОССИЯ, на котором занята практически половина работников, изначально организовывалось для поставки комплектов электропроводов для завода концерна Volkswagen в Нижнем Новгороде (автомобили «Шкода-Йетти», «Шкода-Октавия» и «Фольксваген-Джетта»). На полную мощность производство должно было выйти к концу 2014 года. — отмечает Святослав Карпинский. — На его развертывание, набор и обучение персонала было затрачено много сил и средств. Однако уже в сентябре 2014 года планы производства начали уменьшаться и резко упали в 2015 году в связи падением производства автомобилей в Нижнем Новгороде.

В 2015 году по сравнению с аналогичными месяцами прошлого года наблюдается падение производства жгутов для концерна Volkswagen — с 24,2 % в мае до 87,7 % в августе. За май — август 2015 года по сравнению с началом года заявки по основным группам товаров для Минского моторного завода и МАЗа снизились на 45,2 %. Упали объемы поставок генераторов потребителям на вторичном рынке в России и на Украине.

Появится 300 рабочих мест?

Как сообщил Святослав Карпинский, с начала декабря механосборочное производство заработало пять дней в неделю, в январе предприятие перейдет на пятидневку, а в течение 2016 года здесь должно появиться 300 новых рабочих мест. Первый набор будет производиться уже в середине января. Увеличить загрузку производства удастся благодаря крупному заказу завода «Шкода» из чешского города Млада-Болеслав, договоренность о котором была достигнута в ноябре нынешнего года.

— Постоянно ищем рынки сбыта продукции механосборочного производства (Российская Федерация, Казахстан, Вьетнам, Сербия), осваиваем производство новых изделий, — добавляет директор. — В частности, комплектов теплообменников и охладителей для Ульяновского автомобильного завода. Если в прошлом году их было поставлено 150 штук, то в текущем — 1170. Принимаем заказы и на изготовление нетипичной для предприятия продукции. Это торговые киоски, остановочные пункты, велостоянки, штампы и другая технологическая оснастка. Чтобы сохранить коллектив, осуществлялся временный перевод на другую работу внутри организации, отправка групп (более 180 человек) на стажировку и повышение квалификации на аналогичные предприятия за границу (Польша, Румыния) за счет принимающей стороны и с сохранением средней зарплаты.

На заметку

В соответствии с Трудовым кодексом РБ наниматель вправе отправлять работников в целодневные простои в случае временного (сроком не более шести месяцев) отсутствия работы по причине производственного или экономического характера, а при наличии обоснованных производственных, организационных или экономических причин — вводить режим неполного рабочего времени с уведомлением работника не позднее чем за 7 календарных дней (Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»).

Справка «ВГ»

ОАО «Радиоволна» производит автомобильные компоненты для Минских моторного (ММЗ) и автомобильного (МАЗ) заводов, а также комплекты электропроводов для концерна Volkswagen. На предприятии организовано три производства: производство комплектов электропроводов (ПКЭП) ЗАПАД (на 1 декабря 2015 года — 132 работника), ПКЭП РОССИЯ (311 работников) и механосборочное производство (189 работников). Всего на предприятии трудится 1180 человек. По итогам работы в 2013–2014 годах предприятием не получена прибыль. Несмотря на падение объемов производства, финансовые и экономические трудности, предприятию удалось значительно снизить убытки и получить по состоянию на 1 декабря 2015 года небольшую прибыль.