Геннадий Мушперт: «Рассказывать о хороших людях считаю своим долгом»

29 ноября на сцене Гродненского драматического театра впервые в Беларуси сыграют пьесу Джона Бойнтона Пристли «Золотое руно». Гродненский режиссер Геннадий Мушперт выбрал комедию, которую на постсоветском пространстве никто не ставил с 60-х годов.

29 ноября на сцене Гродненского драматического театра впервые в Беларуси сыграют пьесу Джона Бойнтона Пристли «Золотое руно». Гродненский режиссер Геннадий Мушперт выбрал комедию, которую на постсоветском пространстве никто не ставил с 60-х годов.

Для Геннадия Мушперта пьеса стала результатом интуитивного выбора, он признался, что при прочтении от нее веяло чем-то родным: «она то, на чем выросло советское поколение».

— Речь идет о профессионалах. А для моего сознания и мировоззрения это важно. Профессионалы — хорошие люди, которые в нашем случае работают в отеле. В центре сюжета минимум пять положительных героев, хотя они в окружении довольно-таки уродливого общества. Рассказывать же о хороших людях я считаю своим долгом. К тому же антураж спектакля близок мне по духу. Если бы я потерял свои режиссерские заказы, то с удовольствием мог быть управляющим или ночным портье, — рассказал режиссер на пресс-конференции накануне премьеры.

В художественном оформлении для создания утопическо-идеалистической атмосферы доминирует золотой цвет. Для создания декораций использовался композитный алюминий, что должно усилить общее впечатление нереальности и некоторой сказочности.

Ольга Щербинская, художник-постановщик спектакля, отметила:

— Чтобы осовременить постановку, мы создали немного ломаное, искаженное пространство. Хотелось подчеркнуть, что все происходящее — не настоящее, что это всего лишь фасад, за которым таится истинное желание сделать отель для нормальных людей. Для постояльцев отеля мы специально разработали несколько чудаковатые и подчеркнуто странные костюмы с нарочито цирковым гримом, чтобы подчеркнуть сатиричность действа и полнее раскрыть суть героев.

Действие сюжета разворачивается в шикарном отеле «Золотое руно». Главная героиня, горничная Молли, неожиданно получает огромное наследство от умершего дяди. Далее происходят события, которые гипертрофированно показывают изменения в поведении как окружающих людей, так и самой героини. Перед ней стоит непростой выбор между неожиданно появившимся богатством, сулящим перспективы, и желанием остаться человеком, которым она была несмотря ни на что. Всё это происходит на фоне романтических отношений разных по возрасту пар.

Перед режиссером всегда стоит непростая задача: соблюсти некий баланс между тем, что важно в жизни, и тем, чего хочется на данный момент зрителю. Хотя порой весь смысл отдельно взятой постановки можно поместить в нескольких фразах — например, в сказанных одним из главных героев «Золотого руна»:

— Никогда не понимал вас, женщин. Почему вы так стремитесь всех расставить в пары, привязать друг к другу, разложить по постелям, точно вам предстоит командовать целой армадой ноевых ковчегов? Природа и так еле справляется, а тут вы еще ею понукаете…

По жанру «Золотое руно» — лирическая комедия. А комедия ставится не только для того, чтобы отдохнуть и посмеяться, но и чтобы напомнить людям, что жить стоит — потому что вокруг есть хорошие люди.

Справка «ВГ»

Джон Бо́йнтон При́стли родился 13 сентября 1894, умер 14 августа 1984. Английский романист, эссеист, драматург и театральный режиссёр. Романы «Добрые друзья» и «Улица Ангела» заработали ему славу выдающегося прозаика, а пьеса «Опасный поворот» выдвинула в число ведущих драматургов. Руководя двумя лондонскими театрами, он поставил около 16 своих пьес. Начиная с 1932 года, произведения Пристли неоднократно экранизировались. Осуждая социальную несправедливость, он прославлял в человеке духовное начало и порицал материальный интерес, перекликаясь в этом с Диккенсом и Барри.