Кастрюли за тысячу долларов и ножик в подарок. Сначала покупают, а потом жалеют…

Чтобы продать дорогой товар, иностранные компании стали прибегать к техникам активных продаж: приглашают на бесплатные дегустации, обещают рассказать про здоровое питание и вручить подарок. Так презентация посуды превращается в настоящую торговлю — купить вещь, оформив рассрочку, предлагают прямо на месте.

И если кто-то разочаровывается в покупке сразу, даже не успев распаковать коробку, то другие — только когда начинают готовить на чудо-приобретении.

Купился на бесплатный ножик

Андрея и его жену на презентацию посуды пригласили по домашнему телефону. Мужчина не скрывает, что купился на бесплатный ножик, который обещали вручить на месте. Поехал вместе с женой и тещей.

— Да, презентация организована красиво, — говорит он. — Как человек, который проходил курсы НЛП (нейролингвистического программирования. — Прим. авт.), сразу заметил психологические приемы у ведущих: принцип «трех да» — когда автоматически даешь положительный ответ, подстройка под ценности… Как только ведущие заметили мое скептическое настроение, сразу пригласили на сцену — помогал готовить куриное филе, овощи на пару, шашлык. Позже едой угостили всех присутствующих.

Когда же были озвучены цены, пыл гостей утих: самый большой набор — почти 29 миллионов, чуть поменьше — 22 миллиона рублей. Но слушателям вручили сертификаты на скидки: самый дорогой набор можно купить дешевле на 9 миллионов.

— Во время презентации человек из компании присел рядом с моей тещей и шептал, что только сейчас скидка, надо брать, — продолжает рассказывать Андрей. — Самое обидное, что обещанный ножик так и не вручили: вместо него предложили деревянную лопатку или пластиковый контейнер. На следующий день приехал в офис компании за подарком. Его мне все-таки дали — правда, ножом это трудно назвать, скорее детская игрушка, которой даже бумагу не разрежешь.

Мужчина задает вполне резонные вопросы: почему фирма сразу не предупреждает, что на презентации будут предлагать покупку? Чем аргументирована цена на товар и почему такой же невозможно найти в магазинах?Почему посуду называют «турбоиндуктивной»?

Как выиграть суд?

Однако не всем удается выйти сухим из воды. Для жителя Барановичей Дмитрия приобретенная на презентации посуда превратилась в головную боль. Разочаровался в качестве в день покупки, хотел вернуть. Но фирма принимать использованный товар отказалась.

— Гродненская компания проводила в нашем городе презентацию два года тому назад. Нам вручили сертификат, который предполагает скидку. Сказали: если не будете покупать — отдайте скидку другому. Поддавшись неожиданным эмоциям, мы согласились. На месте купили с женой набор за 10 миллионов (на тот момент — тысяча долларов). Меня удивило, что компания не требовала никаких справок о доходе с работы. Внесли аванс — 1 миллион 600 рублей (170 долларов). В тот же день жена испекла пирог так, как говорили на презентации, — в специальной миске без масла. Пирог вместе с посудой пригорел, его невозможно было отодрать от формы, — рассказывает Дмитрий.

У мужчины были претензии и к другим предметам из набора: к примеру, форма ручек кастрюль отличалась от тех, которые заметил на фото на официальном сайте.

— В инструкции сказано, что они могут сниматься. В действительности это сделать невозможно, да и болты, пока шел суд, потемнели. По описанию дно должно быть со специальным рисунком, но его там не было, — перечисляет покупатель.

После того как фирма отказалась принимать использованную посуду, Дмитрий обратился в суд. Компания в свою очередь выставила встречное заявление о взыскании долга — более 20 миллионов. Интересно, что отстаивать права мужчина мог только в Гродно — за время судебных разбирательств пришлось около десяти раз приезжать сюда. Суд все-таки разрешил Дмитрию вернуть купленный товар без взыскания суммы в пользу продавца.

— Представители фирмы так и не смогли доказать страну происхождения посуды — показали лишь протокол испытаний из санстанции. Но там смотрят на гигиенические нормы посуды, а не проверяют, где вещь изготовлена, — говорит Дмитрий.

Компания: цена на посуду объективна

— Процент недовольных покупателей невысок. И в каждом конкретном случае отдел по работе с клиентами выясняет, в чем причина недовольства. Мы практикуем индивидуальный подход: если у покупателя возникли вопросы по приготовлению пищи — окажем консультативную помощь, если возникли трудности с оплатой — предложим заключить дополнительные соглашения к договору на более приемлемых для обеих сторон условиях, — объясняет позицию заместитель директора фирмы.

При этом она подчеркнула, что компания работает третий год и за этой время по всей Беларуси у нее набралось более 25 тысяч клиентов:

— Конечно, попадаются и те, кто желает вернуть товар. Зачастую это связано с тем, что близкие или родственники не одобряют покупку. Поэтому мы заинтересованы, чтобы наши презентации посещали именно семейные пары и принимали решение сообща. Цена вполне объективна — это линейка товаров премиум-класса, а технологический процесс происходит на одном из заводов Европы. Каждая партия посуды исследуется в Гродненском областном центре гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья. То, что товар итальянского производства, отмечено в таможенной декларации, в протоколах испытаний и в письме президента завода.

Вернуть покупку можно в течение двух недель

К слову, в фирме подчеркивают, что, если товар возращен в установленный законом 14-дневный срок, внесенный аванс возвращается в полном объеме (ст. 28 Закона РБ «О защите прав потребителей»).

Покупатели идут к юристам

Как отметила председатель правления ОО «Гродненский центр правовой помощи потребителям» Жанна Гостяева, покупатели подобных товаров время от времени обращаются за помощью к юристам. Самая популярная причина — только дома понимают необдуманность покупки. Несколько месяцев назад число таких обращений доходило до шести в месяц, сейчас — в среднем по одному.

— Одним из условий договора является то, что в случае обращения в суд дела рассматриваются по месту регистрации фирмы. Бывает, что компания «просчитывается» в сроках. Недавний случай: жительница Осиповичей хотела вернуть товар в 14-дневный срок, но в фирме решили, что срок вышел. Теперь, чтобы отстаивать правоту, женщине приходится ездить в Гродно, оплачивая дорогу за свой счет.

А вот доказать ненадлежащее качество посуды и ее несоответствие цене — сложнее. Для этого нужно отправиться в Минск, чтобы в Судебной экспертной коллегии провели экспертизу.