«Схадзілі да касцёлу і паехалі галасаваць» — как проходят выборы в Одельске

В агрогородке Одельске жизнь тесно связана с костелом и хозяйством. Но и здесь, между ежедневными хлопотами жители погранзоны приезжали голосовать.

Избирательный участок № 26 разместился в Одельском доме культуры и народного творчества. Морозным воскресным утром в агрогородке жизнь будто замерла. В стенах центра культурных событий тоже тихо: в актовом зале сидит комиссия, в фойе расположился небольшой буфет, избирателей не видно. На улице появляются редкие прохожие. И вдруг из костела, который стоит через дорогу от дома культуры, высыпает гурьба прихожан. Все — бабушки и молодежь — дружной командой идут оставить свой голос.

Бывшая председатель избирательной комиссии Александра Александровна теперь на пенсии. Она пришла голосовать вместе с мужем Александром Ивановичем:

— Телевидение достаточно освещало предвыборную кампанию. Мы слушали «рекламу», смотрели газеты, в ящиках были разбросаны приглашения. Как готовились? Мы всегда готовы. Дома сегодня успели посмотреть за домашним хозяйством, покормили курочек, сами позавтракали. Каждый раз участвуем в выборах, ведь это долг каждого гражданина Республики Беларусь.
Целый желтый автобус с избирателями прибыл из деревни Стародубовой, которая также относится к Одельскому сельсовету. Женщина средних лет в черном платке уже дожидается около транспорта отправки вместе с детьми.

— Меня зовут Галя. Автобус да касцёла людзей вязе, як звычайна. Цяперака ўсе прагаласуюць, і — дамой. С хозяйством управіліся: куры, качкі, гусі. Свиней и коров сейчас не держим, — обитатели глубинки колоритно говорят на «трасянке» с польским акцентом, большинство жителей этого региона считают себя поляками и католиками.

Многие сельчане уже сидят в автобусе. Подходят еще несколько бабулек:

— Ах, Божачка, пытацца там у нас… — стеснительно отмахиваются бабушки. — Зранку ўжо паспелі ўсё, пакармілі качак, схадзілі да касцёлу на Імшу і паехалі галасаваць.

Крепкий мужчина направляется от избирательного участка к костелу:

— Меня зовут Ян, 69 лет. Добра выглядаю, бо да водкі не быў сквапны. Я на пенсии. Сегодня корову доил, навязывал, кур держу. В костел успел сходить на 10:30, еще раз пойду на 12:00. Тут у нас все католики. Я спяваю в костеле, умею спяваць, как у православных. А так сегодня обычный день.

Бабуля Мария Францевна Голэнбевска тоже собирается принять участие в двух богослужениях в храме. В перерыве зашла, опираясь на палочку, на участок и закупилась в буфете.

— У мяне ў хозяйстве толькі куры. Раненько дала ім, да касцёла схадзіла, прагаласавала, і зноў да касцёла пайду. У буфеце купіла булачку, піражок, троху паела, — женщина показывает пакет с «перекусом» и спешит в храм.

Впервые в жизни пришел на выборы молодой человек:

— Ян Генрикович, — серьезно представляется парень. — Мне уже больше, чем 18 лет — 18 с половиной. Я специально не готовился, ничего не слушал, с родителями не советовался. Правда, смотрел, кто избирается. С утра сходил в костел, помолился, зашел домой, взял паспорт и пришел голосовать. Буду голосовать и дальше, потому что так надо. Может, мой голос будет решающим.

А вот почтальон Елена Эдуардовна успела перечитать все агитационные листовки по много раз:

— Я же разношу всем почту. То там услышишь, то тут почитаешь. Голосуем, потому что ждем лучшей жизни, боимся за детей, чтоб войны не было. Не знаем, как дальше будет. А сейчас пойду в костел.

На своей машине приехали из деревни Брузги около самой границы Владимир Люциянович с мамой Кристиной Брониславовной:

— Мы готовились к выборам, читали про кандидатов, смотрели новости каждый вечер. Сейчас с самой границы приехали, проголосовали. Надо голосовать. Надо, чтобы хозяин был в Беларуси, поддерживать его, дальше продолжать жить, чтоб дети жили в радости и счастье.

— Мне уже 78 лет, — добавляет Кристина Брониславовна. — Будем живы — будем голосовать. Без этого никак нельзя!