Директор лицея Игорь Маслов: «Каждый учитель должен знать, что такое селфи и сегвей»

Игоря Маслова можно смело называть современным директором и учителем. Лицеисты знают номер его мобильного телефона и легко могут добавить директора в друзья «ВКонтакте». Учитель физики и астрономии борется со скукой решебников творческими заданиями: на его уроках школьники проводят опыты с… шоколадом, а в качестве домашней работы ищут способ уравновесить на ребре баночку кока-колы или из апельсина либо лимона делают источник тока.

— На обычном уроке имею в запасе как минимум пять-шесть «изюминок». Это могут быть необычные эксперименты, шутки, связанные с законами физики, и интересные факты. Урок не должен быть оторван от жизни. Поэтому стараюсь, чтобы такой серьезный предмет. как физика, пригодился даже будущей домохозяйке: не отдаляясь учебной программы, изучаем, как устроена микроволновая печь или как приготовить мороженое, зная законы физики — говорит о своей методике Игорь Маслов.

Первое, что бросается в глаза в кабинете директора, — два огромных телескопа. Любовь к астрономии видна даже по обитателем аквариума — рыбкам-телескопам. Кстати, обратиться за помощью к директору и поделиться своей проблемой лицеист может в любое время. Многие задают вопросы в социальных сетях — просят, например, порекомендовать какую-нибудь художественную книгу или спрашивают, могут ли надеть темные джинсы, не нарушив делового стиля. Аватарка директора — селфи с выпускниками. А в «друзьях» — больше ста лицеистов и еще столько же учеников из гимназии, где он до этого работал завучем.

— Говорят, что за опоздания лицеист должен рассказать все три закона Ньютона?

— Конечно, в шуточной форме, если ученик опоздал на урок, может быть такое задание. Я стараюсь быть максимально приближенным к ученикам, к их сфере интересов. Посмотрел даже популярный среди подростков сериал «Физрук». Конечно, отношусь к нему негативно, но с улыбкой, мне это напомнило что-то из формата «Ералаша».

— В социальных сетях вы выставляете селфи с учениками, желаете победы своим олимпиадникам и шутите про физику. Как считаете, каждому директору нужно заводить аккаунт в «ВКонтакте» или на «Фейсбуке»?

— Я несколько лет работал во всероссийском центре дистанционного обучения «Эйдос», который занимается развитием кретивности школьников, новых методов обучения с помощью открытых заданий, форумов, чатов, скайпа. Интернет помогает учителям и директору понять мир сегодняшнего школьника. Социальные сети позволяют увидеть проблемы, которые волнуют подростков. К примеру, если заметить у ребенка на странице много грустных картинок и статусов, можно сразу обратиться к классному руководителю или психологу и вовремя выправить ситуацию.

— Лицеисты рассказывают, что вы не любите плохих отметок. Как тогда поступаете, когда, допустим, в контрольной работе, лицеист решил все задания, а ответы неверные?

— Стараюсь, чтобы проблемных контрольных не было. Я сторонник обучения без плохих отметок. Если школьник признается, что не готов к уроку, даю возможность исправить ситуацию на следующем. Плохая отметка еще никогда не решала проблему, а учитель, который ее ставит, автоматически расписывается в своей беспомощности, ведь всегда есть возможность еще раз объяснить тему и помочь разобраться.

— Самый знаменитый учитель СССР Валерий Гербутов, пил на уроках кофе и ставил «отлично» за неправильные ответы. А как вы проводите свои занятия?

— Кофе я на уроках не пью, хотя, когда индивидуально занимался с будущими победителей олимпиад по воскресеньям, бывало и такое. (Улыбается.) Подготовка к международным олимпиадам — огромный труд, поэтому часто одно занятие длилось пять-шесть часов. Без кофе в таком случае не обойтись. Но если говорить о стиле обучения, стараюсь, чтобы мои занятия вдохновляли детей на преодоление новых высот, на достижение значимых побед в различных интеллектуальных конкурсах. Каждый раз 1 сентября понимаю, что мой конспект для занятий успел устареть за год. Меняются школьники, их мировоззрение, меняются и мои подходы в работе с ними.

— Уже несколько лет абитуриенты поступают в вуз с худшими результатами ЦТ по физике. В этом году, например, средний балл по этому предмету среди выпускников обычных школ — 26. Кто виноват в таких результатах?

— Часто на низкие баллы влияет то, что школьники выбирают физику в качестве вступительного испытания, что называется, в последний момент. За один год сложно подготовиться к ЦТ. Вижу и другие причины. Количество занятий на изучение физики — два часа в неделю — для такого серьезного предмета недостаточно. Отчасти есть вина и педагогов, которые не смогли заинтересовать физикой в шестых-седьмых классах, а потом уже поздно восполнить пробелы. Иногда уроки учителей в одиннадцатых классах сводятся к подготовке именно к ЦТ, и это неправильно. Урок должен быть уроком, с опытами, экспериментами, чтобы выработать глубокое понимание предмета у школьника.

— Кресло директора лицея пустовало семь месяцев. Насколько для вас ответственно сменить руководителя, который работал здесь с самого открытия?

— Мы будем продолжать те лицейские традиции, которые всегда нас отличали. Хотим возобновить сотрудничество с московским лицеем. Два года назад наши лицеисты были в гостях у москвичей. Альтернативный прием планируем организовать уже у нас. В лицее выстроена эффективная система самоуправления: каждую неделю завуч вместе со старостами собираются на собрание, где коллегиально решают разные вопросы. Наши лицеисты выделяются тем, что им за два года нужно проявить себя, найти друзей, это развивает лидерские качества.

— Как директор лицея проводит свободное время?

— Каждый день после работы занимаюсь плаванием, в выходные дни обязательно иду в Пышки и катаюсь на сегвее или на роликах. Если есть интересные премьеры — иду в кино или театр. Считаю, что чем больше увлечений у педагога, тем он интереснее. Он не должен замыкаться в своем учительстве. Для того чтобы быть интересным современным школьникам, нужно знать, что такое селфи, сегвей и быть в курсе новинок кинематографа.

Справка «ВГ»

Игорь Маслов — победитель областного этапа конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года — 2011», лауреат I степени IX Всероссийского конкурса педагогов «Образовательный потенциал России» в номинации «Создание творческой среды для развития одаренности», лауреат III степени заключительного этапа конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь — 2011». Принимал участие в 80 международных, всероссийских, республиканских, областных и городских научно-практических конференциях, семинарах. За время работы подготовил свыше 20 победителей и участников (областного) и 18 победителей заключительного этапов республиканской олимпиады по физике и астрономии. Три ученика участвовали на международной олимпиаде по астрономии и астрофизике.

С 2005 года работал заместителем по учебной работе гимназии № 3. С 2015 — директор лицея № 1.