«Я не хотел убивать, но не мог остановиться». Начался суд по делу о жесткой расправе с продавщицами

На прошлой неделе начался суд над мужчиной, которого обвиняют в жестоком убийстве продавщиц: двух в Лиде в сентябре 2013 года и одной в деревне Селец Лидского района в ноябре 2014 года. Родственники погибших просят высшую меру наказания — расстрел.

Первое убийство: двойное, проломил голову и похитил 35 миллионов

Тела продавщиц 45 и 56 лет нашли поздно вечером в магазине в Лиде 15 сентября 2013 года. По версии следствия, женщин избили металлической трубой. Больше года не удавалось выйти на след преступника. Дело расследовало главное следственное управление следственного комитета Беларуси. Зацепка появилась лишь после того, как произошло убийство с похожим почерком.

— Супруге исполнилось 45 лет. После работы мы планировали отметить всей семьей. Она перестала отвечать на звонки. Меня злость взяла: думал, на работе задержали. Приехали за ней с зятем и младшей дочерью, а там уже милиция всё оцепила. Смотрю, медики «скорой» понесли пустые носилки, — взволнованно вспоминает события трагического вечера муж одной из погибших Павел. — Мне никто ничего не говорил. Ближе к полуночи подошла бабушка-соседка и сказала: «Там продавщице голову проломили».

В два ночи мужчину попросили приехать в отделение и рассказали, что случилось. По версии следствия, убийство произошло около 21 часа у «черного» входа в магазин, которым пользовались сотрудники. В тот день как раз праздновали день города. Торговый объект находится недалеко от центра, в частном секторе. «Но так просто его не найдешь, тут мрачноватое место, нужно знать. Приезжие могли найти только по наводке», — считает Павел. Мужчина предполагает, что продавщицы просили местных, в том числе и обвиняемого, разгружать продукты за вознаграждение, потому что в магазине не было грузчика. В тот вечер соседи слышали, что кто-то из женщин кричал, называя парня по имени: «Ваня, не надо!»

Вместе с супругой Павла в тот вечер работала 56-летняя коллега. Она пришла только заменить одного из сотрудников.

— Я фотографии видел: моя лежала на рампе, а коллега — на улице под рампой. Видимо, жена только вышла, закурить не успела, он сразу ее из-за двери ударил. Вторая женщина еще переодевалась, услышала и выбежала на помощь, — предполагает Павел.

В тот вечер из магазина пропало более 35 миллионов рублей и товары. Преступника не могли найти.

Второе убийство с похожим почерком: на след вышла собака

В конце ноября прошлого года произошло преступление с похожим почерком в деревне Селец Лидского района: 44-летнюю продавщицу после работы убили топором, а из магазина похитили около 5 миллионов рублей и товары.

По словам сына продавщицы Алексея, он забеспокоился, когда мать вовремя не вернулась с работы. Обычно женщина ходила домой тропинкой через лес вместе с собакой, которую семья подкармливала. В тот вечер дворняжка прибежала одна и начала лаять. Парень пошел искать мать. В магазине заметил притаившегося мужчину. Тот, сжимая нож, сказал парню бросить мобильник. Алексей резко развернулся и бросился бежать, мужчина — за ним. Однако когда парень стал звать на помощь, преступник прекратил погоню. Подозреваемого в убийстве задержали в тот же день. Позже появилось предположение, что молодой человек совершил и двойное убийство годом ранее.

Убийца: «Я ни на один ваш вопрос не отвечу»

Обвиняемый отказался давать показания в суде. Худой высокий парень в кожаной куртке, джинсах, с часами на руке сидел ссутулившись во время процесса, иногда посматривая на присутствующих. Периодически глубоко вздыхал. В руках теребил ручку, хотя записи не вел. На тонких губах словно застыла легкая полуулыбка. На уточняющие вопросы прокурора по деталям преступлений говорил, что не может и не хочет отвечать. Очередной вопрос прервал фразой:

— Я ни на один ваш вопрос не отвечу. Можете не задавать. Можно присесть? Всё?

Позиция подсудимого стала известна из видеозаписи следственного эксперимента и прежних показаний следствию. «Я не хотел убивать, но потом не мог остановиться», — пояснял он следователям в Лиде. Также, по словам обвиняемого, заранее он преступления не планировал, идея ограбить магазин оба раза появлялась внезапно.

Из материалов дела известно, что 28-летний парень родом из Барановичского района. В младенчестве потерял родителей. Воспитывался в школе-интернате, окончил 9 классов. Училище бросил, позже отучился на строительных курсах. За разбойное нападение шесть лет отсидел в могилевской колонии. Недавно в Лиде его осудили: парень сдал свой ноутбук в ломбард, а в милицию заявил о краже. Подозрений в убийстве он тогда не вызвал. Жил с девушкой в Лидском районе, у них родилась дочь. Полтора года назад ушел от семьи. Молодой человек отметил, что у него нет друзей, близких отношений ни с кем не поддерживал.

Родственники хотят высшей меры

Родные трех убитых продавщиц просят у суда смертной казни для обвиняемого. Причем никто из них не требует возмещения материального или морального вреда.

— А зачем? Все равно человека уже не вернешь, — говорят близкие.

— Я хочу для обвиняемого только смерти, я все равно добьюсь, больше ничего не хочу, — говорит муж убитой в Лиде женщины Павел. — Он должен лежать там, где моя супруга. Он так ее изуродовал. Молотил, как мясник. Моей нанес 13 ударов, второй — 19, в Сельце — 16. У меня дочь в 11 лет потеряла мать. Старшей было 23, тогда она была на седьмом месяце беременности, «скорую» вызывали. Младшая сейчас просится в суд на него посмотреть, но я не пускаю. До этого с ней психологи работали, пришлось много чего пережить. Я лежал в больнице с предынсультным состоянием, когда год прошел.

Справка «ВГ»

28-летний мужчина обвиняется в убийстве трех человек, совершенных с особой жестокостью и из корыстных побуждений (ч. 2 ст. 139 УК Беларуси). Санкции статьи предусматривают наказание в виде лишения свободы от 8 до 25 лет, пожизненного заключения или смертной казни.