Батька Неман обмелел и обнажил свои тайны: какие последствия для реки принесла засуха

Босоножки погружаются во влажный песок, который еще недавно покрывала вода. Гладь Немана будто застыла. Зачерпываю воду пригоршней — теплая.

— Я каждую яму, каждый поворот здесь знаю, — говорит гродненец Анатолий Хацько, который все детство провел на реке. — Еще в школу не ходил, а уже переплывал Неман. Мы мальчишками проплывали от Понемуни до меловых гор. Играли в прятки под водой, гонялись друг за другом.

На памяти Анатолия Леонидовича река никогда не опускалась так низко, как сейчас. В этом году Неман устроил очередной сюрприз: позволил увидеть то, что годами скрывалось под толщей воды.

— Вон за те булыжники вода не заходит, — показывает на берег у центрального пляжа мой попутчик. — Выше всего она поднялась в апреле 1958-го. Я как раз родился. Затопило наш и соседние дома, пивзавод, тонкосуконный комбинат…

На правом берегу справа от Старого моста из воды выступают колышки. Это сваи разрушенного деревянного моста. Хорошо видны они стали впервые.

— Трудно сказать, какого мост времени. На гравюрах его нет, а на съемках начала Второй мировой войны видно, как по уже разрушенному двигаются немецкие войска. Он шел почти параллельно теперешнему Старому. Когда бык (промежуточную опору моста. — Прим. авт.) взорвали, его части горожане разобрали. Однако до сих пор можно найти фрагменты бутового камня от того моста, — Анатолий Леонидович выбирает среди прочих камней обработанный квадратный бут.

Наш экскурсовод по Неману замечает также черный базальтовый камень, который раньше укладывали на мостовых в городе, в том числе на Горновых. Заказывали его в Польше по высокой цене. Здесь можно найти фрагменты зеленой плитки XVI–XVIII веков. Ниже по течению в воде просматриваются сваи еще одного моста.

До сих пор можно найти фрагменты бутового камня от взорванного моста

Песок вымылся, а водорослей стало больше

Многие камни будто покрыты огромной плотной седой паутиной — это засохла речная тина.

— Пятьдесят лет назад берега Немана были песчаные, без зарослей и камней. Сейчас ГЭС накапливает песок наверху, сюда он почти не доходит. В результате при спокойном течении берега не шлифуются песком, заиливаются, поросли травой и лозой. Стало больше водорослей, в которых путается и погибает мелкая рыба. Там, где сильное течение, открылись камни и галька. Но без песка вода стала чище, появились раки. Однако почти пропал пескарь, который гнездится в песчаных местах, исчезает речная улитка. Песок остался лишь на поворотах, — анализирует Анатолий Хацько.

Он полагает, что после строительства электростанции наводнений больше не будет.

— Выше всего река поднималась из-за затора льдин, вода тогда била струей в берег. Именно поэтому пострадала Коложа. Сейчас лед задерживается на плотине и сходит постепенно, не образуя «пробок». А раньше мужчины по льдинам ходили на работу на тонкосуконный комбинат. Евреи с Троицкой рубили лед и делали в подвалах холодильники. Замороженной рыбой на рыбном рынке торговали круглый год, — вспоминает гродненец.

Кстати, самым глубоким местом в черте города была «нырялка» у Коложи. Ходили легенды, что в этой трехметровой яме утопили памятник Сталину. «Я там плавал, ничего не находил», — уверяет знаток Немана.

На дне бросили кабель, а ручей засыпали

Рядом с Центральным пляжем приоткрылась еще одна подводная загадка — кусок кабеля, который одним концом уходит в землю, второй же обрывается у Немана. Рядом — обрубленный натяжной трос. На противоположном берегу находим продолжение кабеля — он уходит глубоко под воду. Похоже, что кабель прокладывали по дну, а потом по неизвестным причинам обрезали. Вероятно, сейчас в реке лежит около ста метров нерабочего оборудования. Эту загадку еще предстоит разгадать…

По пути к Румлёво останавливаемся у большой и грязной на первый взгляд лужи. К удивлению, Анатолий Леонидович достает самодельную кружку.

— Чистейшая вода, попробуйте. Еще никто не отравился. Я гарантирую, — мой проводник пьет сам и предлагает мне. Присмотревшись, понимаю, что черно-серый цвет вовсе не от грязи, а от ила на дне. А сквозь него пробиваются несколько фонтанчиков-криничек.

Раньше в этом месте на улице Гая протекал большой ручей, ниже стояла мельница. Сейчас овраг засыпан.

У Румлёвского моста обнажились ровные песчаные косы.

— Это искусственно насыпанные косы для баржей. В природе так ровно не бывает, — объясняет попутчик.

В нескольких метрах от края воды на берегу стоят резиновые покрышки от автомобилей, погруженные в воду. Еще в прошлом году ребята прыгали с них.

Здесь же впервые открылось много свай, предположительно от нескольких понтонных мостов.

— В Румлёво стоял 101-й пермский понтонный полк. Войска здесь размещались постоянно со времен Северной войны. Мост выходил на Пригородную улицу. Там стоял тартак (пилорама. — Прим. авт.), овраг за ним выходил к Пороховой улице, на которой находились пороховые склады. В советское время там проводились маневры. Не исключено, что сейчас открылись понтонные мосты, которые при необходимости разбирались: они как раз направлены на овраг, — предполагает Анатолий Хацько.

***

Смеркается. Балансируя на мокрых камнях и перепрыгивая через ручейки, мы возвращаемся с экскурсии. Обмелевший Неман позволил увидеть частичку гродненской истории, но всё же ждем дождей…

Вода упала до отметки в 12 сантиметров

В августе уровень воды в Немане опустился до рекордного за последние десятилетия рубежа в 12 см. Суда могут безопасно сплавляться по Неману только при уровне воды выше 70 см. Выше нормы в последний раз река была 14 июня — 73 см, затем уровень все время падал. Для сравнения: ранее гидрологи зафиксировали самый низкий уровень в условно летнее время в сентябре 2002 года — 23 сантиметра, а в зимнее — в декабре 1975 — 16 см. Выше всего вода поднялась в апреле 1958 года (до отметки в 893 см) и затопила близлежащие дома и предприятия. В прошлом году вода не опускалась ниже, чем 32 см, а в 2013 — не ниже 56 см. Основная причина обмеления — нехватка снега зимой и, как следствие, дождя летом. Изменить ситуацию сейчас могут лишь продолжительные дожди, пояснила инженер-гидролог отдела гидрологии Гроднооблгидромета Светлана Рокашевич.

Теплоход «Ольга Соломова» не ходит с 15 августа. Еще две недели он простоял в июле из-за низкого уровня воды в реке.

ГЭС работает на минимальной мощности

Гродненская гидроэлектростанция сейчас работает с мощностью 3–3,5 МВт. Это самая низкая мощность за время существования ГЭС. Расход воды составляет около 48 кубических метров в секунду. Правда, технические характеристики оборудования позволяют работать ГЭС и при еще меньшем расходе воды — 15–20 кубов в секунду на один генератор. Очевидно, что уровень воды и в верхнем, и в нижнем бьефе упал. Но открывать плотину, чтобы пустить больше воды в нижнюю часть реки, не планируется. Электростанция не является регулятором расхода воды. Она отрабатывает столько воды, сколько приходит. Снижать сейчас еще сильнее уровень в верхнем бьефе не имеет смысла, пояснил директор Гродненских электрических сетей Виктор Зубрицкий.

Крупным рыбам трудно передвигаться

Лидер проекта по сохранению проходных лососей в Беларуси Нина Полуцкая:

— Сейчас все водоемы в нашем регионе страдают от маловодности. В небольших притоках воды совсем мало, и крупным рыбам там трудно, то есть возможности внутренней миграции ограничены. Но в целом ситуация далека от драмы. В Немане не так много рыбы, чтобы некоторое сокращение объема воды на нее повлияло. К тому же это временное обмеление. Осенними дождями всё восполнится. Но если такие засухи вдруг станут постоянными, тогда можно говорить об экологических последствиях.

Лютики поникли, а планктон разросся

Обмеление реки и пересыхание берега влечет за собой потерю водных и околоводных видов растений. Специальных исследований не проводилось. Но очевидно уменьшается количество охраняемого водного растения наяды большой, водных лютиков, рдестов, а также макроводорослей, прикрепленных ко дну, в том числе харовых. В то же время на мелководье в теплой воде при большом количестве света быстро размножаются мелкие планктонные водоросли. Из-за сильно разросшегося планктона в воде становится меньше кислорода, что может привести к замору рыбы. Сейчас ситуация некатастрофичная. Благодаря банку семян и корневищ в грунте в следующем году растительность восстановится. К необратимым потерям может привести засуха, повторяющаяся несколько лет, рассказал заведующий кафедрой ботаники ГрГУ имени Янки Купалы Олег Созинов.

Заморы рыбы из-за обмеления Немана в последнее время не фиксировались, отметили в государственной инспекции охраны животного и растительного мира по Гродненской области.

Птицам больше питания и мест для отдыха, но опаснее гнездиться

Обмеление реки и обнажение берегов помогает куликам, которые обитают на берегах водоемов, а также водным птицам, таким как утки, гуси, лебеди, чайки, находить питание. В теплой воде на мелководье появляется больше водорослей и планктона, которые служат пищей для водных птиц. Кроме того, появляется больше островков, на которых птицы могут отдохнуть. Опасно то, что часть островков, на которых гнездятся некоторые птицы, стали доступнее для людей. Хотя благодаря засухе переносится осенняя охота. Чтобы говорить о значительных изменениях экосистемы, подобная ситуация должна повторяться в течение нескольких сезонов, объяснил орнитолог Дмитрий Винчевский.