В Гродно из-за границы впервые приплыла парусная яхта

Четыре путешественника из Польши приплыли в Гродно на паруснике «Наташа». Яхта стала первым парусным судном, которое пришло из-за границы в Беларусь по Августовскому каналу.

14 июля яхта пришвартовалась около спасательной станции «Лососно» у городского пляжа на улице Поповича. Экипаж — четыре жителя Белостока: супружеская пара с двумя друзьями. Всем уже за пятьдесят, однако путешествуют еще со студенческих времен, когда увлеклись, занимаясь в университетском яхт-клубе.

— Отплыли в субботу, 11 июля, в городе Августове на Мазурских озерах. Сразу подготовились к путешествию в Беларусь, заранее сделали страховки и визы, — говорит пассажирка Ивона Анджиевска.

Границу пересекли через шлюз «Домбровка». Пограничный контроль на обеих сторонах занял не больше часа, а путь до Гродно — два дня. Сюда яхта пришла в обед, 14 июля. Путешественники пояснили, что, хотя у лодки есть мотор, он слабый, не предназначенный для хождения по рекам, поэтому судно движется медленно. Днем плывут, ночью швартуются к берегу и спят. В дороге читают, наблюдают за природой и людьми, кто-то управляет судном. У всех четверых есть специальные права для управления парусниками.

— В Гродно мы с мужем впервые. Много слышали об Августовском канале, мол, по нему можно ходить на яхтах — и вот решили проверить, — говорит пани Ивона. — На белорусской стороне для судов подготовлен канал — ухоженный и широкий. Даже красивее, чем в Польше. Очень чистая вода, хорошая инфраструктура, есть мостики и удобные берега для остановок.

Однако несколько критических наблюдений, на которые стоит обратить внимание, путешественники всё же сделали. Например, они заметили, что на Немане в опасных местах есть знаки и специальные обозначения для судов.

Однако неясно, с какой стороны безопаснее обходить преграду. В Польше не только обозначают таковую, но и разделяют реку на два пути — красный и зеленый. Именно так рулевые понимают, с какой стороны нужно плыть.

Кроме того, очень дорогостоящим на Августовском канале оказалось шлюзование. Операция, занимающая примерно 10–20 минут, с польской стороны стоит 7,5 злотого, а с белорусской — аж 750 тысяч рублей (около 200 злотых).

— Разница колоссальная — у вас в 25 раз дороже! Здесь нам пояснили, что это связано с затратами на содержание канала и зарплатами людей, — добавляет путешественница.

Двухнедельный поход на яхте от Мазур до Гродно и обратно обойдется каждому члену экипажа примерно в одну тысячу злотых (около 270 у. е.). Это затраты на визу, страховку, продукты и топливо. Перед началом путешествия часть продуктов и необходимых вещей закупили в Польше. Остальное по мере необходимости докупают по дороге.

— В Беларуси нам очень повезло с людьми. Все, с кем мы встретились, очень приветливые и милые. Оказалось, что берег на пляже не предназначен для парковки лодок, но нам пошли навстречу. Помыться — пожалуйста, настроить мобильник — пожалуйста, — рассказывает пани Ивона. — Это наш отпуск. Две недели поплаваем, а потом вернемся и пойдем на работу. Мы «болеем» яхтами, нам лучше плавать по рекам и озерам, чем летать в Египет.

Трое гостей из Польши в нашем городе оказались впервые, четвертый уже много раз здесь бывал. Поэтому не сидели на судне, а посвящали все свободное время общению и прогулкам по памятным местам.

Сегодня, 16 июля, яхта отправилась обратно в Польшу. В следующем году путешественники планируют отправиться по Неману в Друскининкай.