Велосипедисты стали проблемой? Водители вытесняют двухколесных с дорог, а тротуара на всех не хватает

Две недели назад велосипедист сбил пешехода возле моста на улице Поповича. Мужчину в тяжелом состоянии доставили в больницу, а через неделю он умер.

Против 16-летнего перспективного велосипедиста, победителя первенства Беларуси в парной гонке, возбуждено уголовное дело. Юный спортсмен подозревается в нарушении правил дорожного движения при управлении велосипедом, повлекшем по неосторожности смерть человека. Несчастный случай стал поводом для беспокойства горожан. Гонщиков на двух колесах стало много, а где им ездить в городе, до сих пор непонятно.

Дали 100 часов общественных работ

Часто велосипедисты не знают, что даже когда они едут с соблюдением всех предосторожностей, но собьют человека, то будут отвечать в милиции.

В ГАИ говорят, что столкновения велосипедиста и пешехода не оформляются в качестве ДТП, так как велосипед не является механическим средством передвижения.

— Неважно где произойдет наезд, на велодорожке или тротуаре, велосипедиста могут привлечь к ответственности. Разбираться с этим уже будет милиция, — говорит старший инспектор отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД облисполкома Олег Дук.

К слову, о подобных случаях «Вечёрка» писала не раз. К примеру, в прошлом году уголовное дело было возбуждено против гродненца, который на велодорожке в Пышках случайно сбил женщину.

Еще один гродненский велосипедист на одном из перекрестков наехал на женщину и был привлечен к уголовной ответственности. Суд назначил ему 100 часов общественных работ. В течение нескольких месяцев парень в выходные дни подметал улицы.

С другой стороны, по правилам дорожного движения, велодорожка — только для велосипедистов. Ходить по ней можно, если рядом нет пешеходной дорожки или тротуара. В КоАП даже есть статья, согласно которой пешеход может получить штраф — от 1 до 3 базовых (от 180 до 540 тысяч рублей). Но на практике об оштрафованных пешеходах нам пока неизвестно.

Правила должны быть для всех

Если пешеход условно «всегда прав» перед велосипедистом, то водитель автомобиля — виноват.

Гродненские автолюбители сетуют, что не все велосипедисты соблюдают правила дорожного движения и тем самым создают аварийные ситуации. Порой они пролетают прямо перед автомобилем — не всегда вовремя заметишь и среагируешь.

Правила запрещают велосипедистам пересекать проезжую часть, не слезая с седла. Однако этот пункт постоянно нарушается. По данным ГАИ, только с начала года в области за нарушение ПДД к административной ответственности привлекли почти 1800 велосипедистов.

Что предлагают велосипедисты

Между тем у велолюбителей тоже есть претензии.

Можно, к примеру, разделить потоки пешеходов и велосипедистов с помощью невысокого бордюра или четче обозначить зоны: асфальт на велодорожке, плитка — на тротуаре. Чем дальше пешеходы и велосипедисты окажутся друг от друга, тем безопаснее для всех. Они считают, что при строительстве небольших объектов благоустройства во дворах нужно занижать бордюры, а это часто игнорируется.

— Кроме того, нам нельзя ездить по дороге. Имеющиеся ПДД не облегчают путь, а создают препятствия. В других странах при отсутствии инфраструктуры велосипедистам разрешено ездить по дорогам, — говорит председатель правления ООВ «ВелоГродно» Юлия Коледа.

Велосипедисты предлагают разрешить им ездить по проезжей части хотя бы там, где движение не очень интенсивное. При этом обязать их использовать фликеры, велошлемы и ввести документ, который подтверждал бы, что велосипедист сдал экзамен по ПДД.

Между тем

Несколько лет назад на тротуарах нескольких улиц нанесли разметку, но велосипедной части не придали статус велодорожки. На этих велодорожках преимущество по-прежнему остается за пешеходами, уступать дорогу велосипедистам они не спешат. Более того, полоски настолько узки, что разъехаться два велосипедиста не могут.

Кстати

По данным ГАИ, только с начала года в области за нарушение ПДД к административной ответственности привлекли почти 1800 велосипедистов. Чем дальше пешеходы и велосипедисты окажутся друг от друга, тем безопаснее для всех.

Справка «ВГ»

По данным ГАИ, с начала года в области произошло 11 наездов на велосипедистов, один из них — смертельный. Причем из 11 участников ДТП четверо — дети. По правилам дорожного движения, ездить по проезжей части на велосипеде нельзя, если есть велосипедная или пешеходная дорожки, тротуар или обочина. Пересекать проезжую часть можно только пешком, ведя велосипед в руках.

За нарушение (езда по проезжей части, проезд пешеходного перехода) велосипедистам грозит штраф — от 1 до 3 базовых (от 180 000 до 540 000 рублей). К слову, ограничений по скорости для велосипедистов в правилах дорожного движения нет, а значит, они могут ехать с любой и за это им ничего не будет.