Репортаж из Моршина: на печеночном курорте не крадут и не устраивают дискотек

«Если лечиться — вам сюда, а покутить — в Трускавец», — улыбаются моршинчане. На тихом курорте светских развлечений немного, а краж за последние два года не было вовсе.

Равнинный Моршин расположился в 80 километрах от холмистого Трускавца в Львовской области. Он прослыл «печеночным курортом». Если в Трускавец прежде всего едут с заболеваниями почек и мочевыделительной системы, то здесь спасают печень и желудочно-кишечный тракт. Специализируются также на лечении сахарного диабета и других болезней.

— У нас всегда было и будет спокойно, здесь Европа, цивилизованные люди, — пылко говорит живая Нина Половинко, главный врач лечебно-диагностического центра санаторно-курортного комплекса «Моршинкурорт».

Отдыхающие в первую очередь попадают в ее руки.

— Даже если человек не был у врача 15 лет, здесь ему сделают необходимое обследование, поставят диагноз и назначат лечение, — объясняет Нина Феликсовна. — Конечно, лучше привезти медицинскую карту с места жительства, тогда и мы быстрее сориентируемся.

Лечение в основном завязано на минеральной воде — ропе. В отличие от трускавецкой «нафтуси» она богата не живыми микроорганизмами, а сульфатно-магниевыми солями. Отсюда разница в лечебном эффекте и сроке хранения. Ропа хранится несколько лет, тогда как нафтуся «выдыхается» через два часа. Однако врачи не рекомендуют заниматься самолечением даже в этом случае, ведь наибольший целебный результат дает вода, полученная в лабораторных условиях. Ропу добывают в скважине на глубине 80–115 метров, концентрацией солей в ней —  380–400 граммов на литр. Похожую минеральную воду, но с меньшей концентрацией, поблизости можно найти только в чешских Карловых Варах.

— Даже зная, в каких пропорциях нужно разбавлять ропу, дома нельзя соблюсти необходимое соотношение микроэлементов. Поэтому самостоятельно разбавленная вода даст только 15–20 процентов эффекта по сравнению с санаторным лечением. Кроме того, употребляя воду без наблюдения врача, можно себе навредить. К примеру, при остром гастрите ропа противопоказана, а при ремиссии — помогает, — объясняет главный врач СКК «Моршинкурорт» Игорь Токарь.

В санатории предупреждают, что бутилированная вода на продажу как в Моршине, так и в Трускавце не обладает целебными свойствами и является обычной питьевой.

Помимо бывшего профсоюзного комплекса «Моршинкурорт» с разбросанными корпусами в городке находятся несколько небольших частных оздоровительных учреждений. К примеру, в «Моршинском» санатории всё находится в одном здании: проживание, столовая, лечебный корпус и даже свой бювет — за ропой не надо ходить к городскому. Но там не бывает нехватки посетителей, места бронируют за несколько месяцев.

На курорт рекомендуют приезжать как минимум на 14 дней раз в год.

— Воду обязательно сочетают с диетическим питанием, при необходимости — с ваннами, массажами, озокеритным согреванием, спа и другими процедурами. 70 процентов отдыхающих приезжают повторно. Их любя называют «зависимыми от ропы», — ведет экскурсию по санаторию заместитель главного врача СКК «Моршинкурорт» Николай Фурманюк.

Так случилось и с Андреем из Житомира. Он приехал «на воды» в одиннадцатый раз:

— Я вернулся из Афганистана с язвой 12-перстной кишки. Где ни лечился, ничего не помогало. После Моршина впервые забыл про боль. Думал, до конца жизни. Но через полтора года вернулся сюда. Сейчас бываю здесь каждый год.

Ирина из Харькова попала в санаторий впервые.

— Мне нравится лечение, отношение персонала, номер, в котором живу. Но территория вокруг… Разбитые дорожки, сломанные ветки, мало цветов. Хотелось бы и территорию привести в порядок, — сетует пациентка.

Действительно, помимо лечения здесь мало что можно найти. Из развлечений — экскурсии по городу и за его пределами (до Львова полтора часа автобусом), концерты в местном доме культуры да шопинг по магазинчикам и рынку. Разве что спокойный отдых на природе, прогулки по Карпатам, посиделки в гуцульской колыбе и душевность хозяев Предкарпатья могут компенсировать нехватку привычных аттракций. Видимо, этим объясняется контингент отдыхающих: в основном люди старшего возраста, хотя встречаются сорокалетние пары и даже молодые семьи.

Секретарь Моршинской городской рады Николай Воевода убеждает, что ситуация в провинциальном городке спокойная:

— Украина переживает не лучшие времена. Но у нас тут тихо, до Донбасса полторы тысячи километров. Галичане открыты для всех, кто сюда приезжает. Вопреки предубеждениям, мы толерантны к белорусам и всем русскоязычным иностранцам. Квартирных краж, угонов автомобилей, убийств или других тяжких преступлений за последние два года не происходило.

На самом деле продавцы и прохожие мгновенно «раскусывают» белорусов и в большинстве случаев переходят на русский язык, некоторые знают польский. А вот белорусскую мову, к удивлению, ловят на слух не сразу. О столкновениях на востоке страны косвенно свидетельствуют лишь памятные стенды погибшим героям Небесной сотни.

Как добраться?

Прямого транспорта из Беларуси в Моршин пока нет. Туристы добираются на поезде из Минск через Брест до Львова, а оттуда до Моршина и Трускавца по полтора часа автобусом. В июле-августе нынешнего года будет решаться вопрос о том, чтобы несколько прицепных вагонов следовали прямо до курортов.

Справка «ВГ»

Моршину 137 лет. На территории городка находится 14 источников минеральной воды. Из шести тысяч городского населения больше половины работает в сфере оздоровления. За день санатории обслуживают около 4 тысяч человек. В год курорт посещает около 30 тысяч туристов.