«Узников концлагеря отвезли в… отпуск и не забрали». Моя история о войне

У каждого из нас есть своя семейная история о войне. Потертые фотографии, скупые воспоминания родителей, слезы бабушки, китель с медалями в шкафу заставляют помнить наших родных, кому выпало жить и сражаться в военное лихолетье Великой Отечественной.

Узников концлагеря отвезли в… отпуск и не забрали

Волонтеры Красного Креста из инициативы «Розовый слон» Анна Жданович и Юлия Долгая поделились историей ветерана Аллы Борисевич из деревни Кошара Гомельской области. Ее отец был председателем колхоза, в семье воспитывалось пятеро детей. Многие односельчане в начале войны сразу ушли в партизаны.

— Жители деревни им помогали — свои же были там! Когда народные мстители приходили ночью, их ждали еда, одежда и обувь. А на лесную поляну дети приносили партизанам узелки с провизией. В Кошаре стояла армейская немецкая часть. Эти солдатики были такие же, как наши, с ними можно было договориться. Но иногда в деревне появлялись другие немцы — «гестапо». Никто не знал, куда они увозили своих жертв, но этих людей больше никто никогда не видел, — рассказывала женщина волонтерам.

Однажды ночью приехали за семьей Аллы. Девочку отдельно от родных привезли в концлагерь. Она там копала землю, их кормили баландой. Как-то немцы предложили узникам поехать в отпуск. Бывшие односельчане Аллы жили в Бобруйске. Немцы ее отвезли и взяли со знакомых расписку, что они понесут ответственность, если она исчезнет. Вскоре девушку должны были забрать, но за ней так и не приехали. Алла жила в Бобруйске до освобождения. После войны вернулась в свою деревню, нашла родных. Сейчас у нее трое детей, четверо внуков и правнук.

«Коль не танцуете, тогда поучитесь»

О военной судьбе своей мамы Нины Хижняковой рассказала гродненка Ирина Давыдовна. В семье до сих пор хранится приглашение на празднование Дня Победы в немецкой деревне Ной Арендзее, адресованное медицинской сестре Хижняковой, датированное 9 мая 1945 года.

— Приглашение маме вручил ее будущий муж, который приехал на трофейной машине. А вечером пригласил ее на танец. Но неприступная девушка ответила, что не танцует. «Коль не танцуете, тогда поучитесь», — парировал папа, а мама пошла танцевать с другим, — вспоминает Ирина Давыдовна.

Удивительно, но заочное знакомство состоялось немного раньше — отец спас маму, сам того не зная. Нина Степановна тогда работала в госпитале на территории Германии, который размещался в полуразрушенной церкви. Туда зашли уже разбитые фашисты, которые продолжали воевать.

— Они стучали в стену и кричали: «Рус, сдавайся!», — с волнением рассказывает гродненка. — В госпитале не было чем защищаться. Начальник медслужбы приказал пересчитать патроны: «Живыми сдаваться не будем, по одному патрону должно хватить на всех». В это время один легко раненный солдат залез на крышу церкви и передал по рации сигнал с просьбой о помощи. Мой отец был связистом и принял этот сигнал. Наших успели спасти… Об этом случае родители узнали уже после женитьбы.

Нина Хижнякова была награждена орденом Красной Звезды и медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией».

Сапер вернулся домой живой, но с новыми зубами

Гродненка Анна Желковская рассказала о своем отце Владимире Мусском. Он родился в деревне Мицкевичи Сморгонского района в крестьянской семье. К началу войны ему исполнилось 20 лет.

Владимир воевал в партизанском отряде. После освобождения Белоруссии присоединился к действующей армии и дошел до Берлина. До сегодняшнего дня в лесу возле деревни Ягодново сохранилась их партизанская землянка, а также стоит обелиск погибшим односельчанам.

— Отец не любил вспоминать о войне, но я выпытывала, — признается Анна Владимировна. — Был он рядовым, но такие вот солдаты вынесли войну на своих плечах.

Она узнала, что отец был сапером, который не имел права на ошибку. Однажды уже в конце войны при разминировании немецкого города его тяжело ранило осколком в голову, раздробило нижнюю челюсть. Но Владимир выжил. Лечился в госпитале, а домой вернулся с вставленными зубами. Привез трофейный немецкий велосипед. Позже Анна с братом учились на нем ездить. Во время войны отца наградили за личное мужество орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией». Отец прожил 65 лет. Сейчас Анна Владимировна приезжает поклониться ему на кладбище в Мицкевичах и помолиться.