Танки из картона, речной песок и пластмассовые пушки. Как школьники реконструировали войну

Ученики СШ № 37 уже три года вручную делают модели боевых машин и танков.

В средней школе № 37 на Фолюше существует кружок «Живая сталь», в котором школьники изучают вооружение времен Великой Отечественной войны и современную технику, а также собирают модели боевых единиц. На одном из занятий побывал журналист «Вечёрки».

Танки вместо «танчиков»

Отвлечь детей от компьютера и научить их мастерить своими руками интересные штуки решил Виктор Плакса. Молодой человек — таможенник, а в свободное от основной работы время ведет кружок.

Моделированием Виктор Плакса заинтересовался еще в детстве. В его коллекции находится около тридцати боевых единиц. Сейчас собирает точную копию паровоза и угольного тендера времен Великой Отечественной войны, уменьшенную в пятьдесят раз. К ним приделает железнодорожное полотно и броневагон. Работает над ним уже полгода. Своим увлечением мужчина поделился со школьниками.

Учиться склеивать модели своими руками приходят около пятидесяти человек, среди которых лишь одна девочка — Александра Быльчинская. Занятия проходят в кабинете труда. На столах лежат листы картона, из которых ребята вырезают детали. Затем склеивают и красят их. Собрать модель танка или зенитного комплекса помогают фотографии техники, разложенные на партах.

Даже на самую простую модель танка уходят месяцы кропотливого труда. Самые сложные можно клеить полгода. Так, наиболее примитивная модель танка состоит из ста деталей, более сложное вооружение — из тысячи разных деталей.

Санитарный и армейский вездеход, тягачи, танки, артиллерийские орудия. На уроках школьники изучают рода войск, рассматривают уменьшенные копии боевых машин. Как только ребята завершат склеивать танки, приступят к сборке военного грузовика ЗИС, более известного как «полуторка». По задумке, он будет почтовым. Такие машины использовали во время войны.

Для детей помладше покупают в магазинах готовые наборы российского производства. Маленький стоит около 120 тысяч, средний — около 200.

Фашиста закололи штыком

За три года ребята создали фрагмент операции «Багратион». Диорама находится в школьном музее. На деревянном столе изображено поле боя: советские войска наступают, немцы держат оборону. Атака проходит на открытой местности, песок в разрывах от мин. Немцы ведут огонь из окопов. Рядом с немецким минометом красноармеец вступил в рукопашную с фашистом и заколол его штыком.

Диорама, состоящая из 41 фигуры, стала центральной в экспозиции школьного музея. По словам школьников, есть задумка развивать эту идею и пополнять диораму новыми фрагментами. Например, воссоздать картину обороны Сталинграда.

— На создание экспозиции ушло два месяца плюс месяц моего отпуска, — смеется Виктор Плакса. — Песок собирали на берегу Немана, затем сушили и таскали в мешках в школу. Всего ушло около ста килограммов.

Энтузиастов на всех не хватает

Виктор Плакса рассказывает, что к нему обращались директора других гродненских школ с просьбой организовать подобный кружок моделирования у них. Но из-за основной занятости в Гродненской региональной таможне времени Виктора хватает только на работу в СШ № 37. Он предлагает студентам истфака приходить на практику в школы и вести такие кружки. Основам моделирования можно научиться за 2–4 занятия.

Сегодня «Живая сталь» объединяет около полусотни школьников с 5-го по 9-й классы. Есть идеи делать, кроме военных, модели техники мирного назначения — подъемных кранов и тракторов.