На двух колесах вдоль меридиана: брестчане решили объехать всю Дугу Струве в Беларуси

Минувшим летом трое наших соотечественников, в числе которых два жителя Бреста, предприняли попытку проложить велосипедный маршрут по белорусским пунктам геодезической Дуги Струве. Идея, надо признать, нестандартная. Безусловно, несколько таких пунктов, включенных в список Всемирного историко-культурного наследия ЮНЕСКО, широко известны и доступны для осмотра. Однако точные координаты всех пунктов знает довольно узкий круг специалистов, и тех, кто «не в теме», особо не интересовали.

Правда, о наших путешественниках никак не скажешь, что они «не в теме». Геофизик Виктор Шапран считает Дугу Струве важнейшим событием в развитии мировой астрономии, геодезии и географии и мечтал много лет на себе «примерить» ее масштабность. Геологом Геннадием Котяшевым тоже двигал профессиональный интерес. Третьего участника похода, Виталия Жиденя, уговаривать не пришлось по другой причине — страстный велотурист готов отправиться куда угодно в компании таких же увлеченных людей.

Задуманное удалось отчасти: пройти по всей белорусской части Дуги путешественникам не позволила нехватка времени (на свое путешествие они выкроили четыре дня и «отработали» почти всю Гродненскую область), и поэтому остальную часть маршрута планируют проложить уже в нынешнем году. Но интересно другое. Оказалось, что часть пунктов Дуги, которым в 2002 году был придан официальный статус историко-культурной ценности Республики Беларусь с присвоением нулевой (то есть высшей) категории, находятся в весьма плачевном состоянии…

О том, как проходил поход и каким увидели «наиболее точное и колоссальное по размерам градусное измерение в мире» велопутешественники, Виктор Шапран рассказал в своих путевых заметках, которые передал в редакцию «ВЭ». Выдержки из них мы и публикуем сегодня.

Через лесные дебри

К походу мы подготовились основательно. Запросили в УП «Белаэрокосмогеодезия» точные координаты всех пунктов Дуги на территории Беларуси, сделали распечатки космоснимков местности с привязкой пунктов к маршруту и получили разрешение на посещение пограничной зоны.

14 июня 2014 года выступаем в путь. До станции Гудогай на литовской границе едем электропоездом из Минска. Там пересаживаемся на велосипеды — и вперед!
Первой точкой нашего маршрута значится геодезический пункт «Конрады» в белорусско-литовском приграничье. Погода прекрасная, дорога хорошая, воздух благоухает цветущими травами. Через десяток километров сворачиваем на дорогу в лес. Карта показывает, что нужно слева объехать озеро Бык, а потом на развилке свернуть направо. Вроде все понятно. Однако вскоре мы натыкаемся на целую сеть разбитых лесовозами дорог, а потом и на обширные порубочные делянки, которые на карте не обозначены. Куда дальше двигаться, непонятно. Вот тут и помог GPS-навигатор: забиваем в него точные координаты пункта «Конрады» и пробираемся к нему через чащобу.

Самый северный пункт Дуги в Беларуси находится посреди леса на вершине холма. Через просветы между деревьями видна установленная над ним металлическая пирамида, и мы с азартом первопроходцев штурмуем довольно крутые склоны. Вот он, пункт «Конрады». Над пирамидой высится 20-метровый металлический сигнал. Металл обеих конструкций, увы, ржавеет. Охранная доска отсутствует. Но еще печальнее обнаружить сгнивший деревянный столбик, закрепляющий пункт на поверхности, с надписью «Геодезический знак. Охраняется государством». Интересно, когда последний раз сюда ступала нога государственного человека, призванного сохранять историко-культурную ценность?

Разный подход

Во второй половине дня возвращаемся в Гудогай, чтобы оттуда через д. Гроди выдвинуться на пункт «Дейбиси». Этот пункт найти проще — он расположен рядом с проселочной дорогой, почти на опушке лиственного леса. В 18:20 мы уже у цели. «Дейбиси» оборудован металлической пирамидой, обнесенной четырехугольным окопчиком, и закреплен железобетонным столбиком, на котором по логике должна крепиться охранная табличка, но ее почему-то нет. Пирамида не окрашена и потому тоже ржавеет.

Лагерь для ночевки разбиваем в лесу. За день мы прошли на велосипедах около 60 км, и приготовленная на костре гречневая каша с тушенкой кажется безумно вкусной. Виталий тоже лакомится, но на свой, вегетарианский лад. Эмоции переполняют, и, несмотря на усталость, еще долго сидим у костра…
Утром направляемся через Ошмяны на пункт «Лойцы». Большую часть пути преодолеваем по автодороге Р48. На одном из крутых спусков самый ретивый из нас разгоняется до 72 км/ч, и в полдень мы уже в Ошмянах. Здесь есть изумительный по красоте костел Святого Михаила Архангела, построенный в стиле виленского барокко, и не побывать в нем было бы непростительно. Из Ошмян выходим на трассу Р148 и в д. Гравжишки уходим с нее на д. Лойцы. Именно за этой полузаброшенной деревней и находится одноименный пункт Дуги Струве. Он расположен на небольшом лесном островке посреди невозделанного поля, и найти его не составляет труда. Пункт «Лойцы» нас приятно удивляет: металлическая пирамида окрашена, хоть и не на всю высоту, есть столбик с охранной надписью.

Под эгидой ЮНЕСКО

Следующая наша цель — пункт «Тупишки», один из пяти, включенных от Беларуси в список ЮНЕСКО. По асфальту доезжаем до д. Луды, там сворачиваем на полевую дорогу и вскоре обнаруживаем, что дороги на нашей карте совершенно не совпадают с реально существующими. Лишь к вечеру добираемся до Гольшан, откуда, подстегиваемые лимитом светового дня, по трассе Р95 направляемся в сторону «Тупишек». Местные жители подсказали: через 5 км будет оборудованная для туристов стоянка — с кострищем, запасом дров, столиком с лавками. Там и останавливаемся на ночлег.

Утром стартуем на «Тупишки». С трассы Р95 по указателю «Геодезическая дуга Струве» сворачиваем влево на проселочную дорогу. Пункт расположен за почти одноименной деревней (она называется Тюпишки), рядом с березовой рощицей. Правда, дорога к нему проходит вдоль частного подворья, непосредственно за которым виднеется то ли свинарник, то ли коровник, и нас всю дорогу туда и обратно сопровождает облако отнюдь не парфюмерных ароматов. Зато сам пункт, расположенный на вершине склона, — загляденье, все выкрашено и ухожено. Рядом с рощицей установлен хорошо оформленный информационный стенд, освещающий историю создания Дуги Струве. Справа от дороги — симпатичная беседка. Есть даже гранитный памятник. «Тупишки» — один из пяти «привилегированных» пунктов, и по части сохранности к нему не подкопаешься.
Простившись с «Тупишками», возвращаемся в Гольшаны, чтобы познакомиться с руинами знаменитого Гольшанского замка — резиденции магнатского рода Сапегов, который в те времена считался самым красивым в Великом княжестве Литовском. Увы, сегодня о былом великолепии ничто не напоминает. Гора битого кирпича на площадке бывшего внутреннего двора подсказывает, что недавно здесь проводилась расчистка руин, однако следов какой-либо консервации, увы, не видно.

Из Гольшан по трассе Р48 выдвигаемся на д. Трабы. Через 6 км сворачиваем с асфальтированной трассы на проселок, ведущий в полузаброшенную деревеньку Мальки. За ней приходится спешиться и двигаться вдоль границы леса и возделанного поля. Около 18 часов на границе крупного перелеска находим геодезический пункт «Виднополь». Он тоже благоустроен и обозначен, и мы, преисполненные гордости за державу, в том же перелеске устраиваемся на ночлег.

Иваны, не помнящие родства

Утром 17 июня снимаемся с бивака и выходим на маршрут Мильки — Тарути — Субботники — Геранёны. Почти все время трясемся по «стиральной доске» и глотаем пыль от проезжающих машин. Здесь, в Геранёнах, сохранились останки «Геранён Мурованых» — замка, возведенного на рубеже XV и XVI вв. влиятельными магнатами ВКЛ из рода Гаштольдов. Один из них, Альбрехт Гаштольд, владевший замком в первой трети XVI в., был канцлером и участвовал в создании первого Статута ВКЛ, и мы были уверены, что найдем перед руинами хотя бы стенд с информацией об истории замка и его владельцах. Тщетно.

Пополнив в Геранёнах запасы продовольствия, спешим по трассе Р89 в направлении д. Трокели к очередному геодезическому пункту Дуги — «Даукны». Он находится в лесу и является «закрытым», то есть не просматривается со стороны и не имеет подходов в виде дорог или троп. Как и на «Конрадах», подключаем к поиску GPS-навигацию, оставляем велосипеды в укромном месте и, карабкаясь вверх по лесному склону, вскоре достигаем цели. В отличие от наших вчерашних пунктов, этот «обезглавлен» — на нем вообще нет ни металлической пирамиды, ни охранной таблички.
В аналогичном состоянии оказывается и пункт «Ивье» недалеко от д. Дробыши, до которого мы добираемся уже на следующий день. Это последний наш день похода (завтра двоим из нас на работу), и, чтобы ускорить поиски, опять прибегаем к услугам GPS-навигатора. К 13 часам мы на месте, но радости от этого мало. Пункт «Ивье» пребывает в явно аварийном состоянии. Установленная ранее трехгранная металлическая пирамида кем-то варварски срезана на уровне железобетонных опор. «Пеньки» труб сиротливо выглядывают из травы. Одна из опор подкопана, но, очевидно, за ненадобностью оставлена на месте. Понятно, что прямой виновник — тот недоумок, для которого пирамида пункта оказалась не более чем трубой, пригодной в хозяйстве. Но невольно напрашивается вопрос: а все ли сделал Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии, который взял на себя обязательства по сохранению пунктов Дуги Струве? Не должен ли следить за состоянием этих пунктов Департамент по реставрации и охране историко-культурного наследия Министерства культуры?
На эти вопросы мы пока так и не нашли ответа.

От редакции. В этом году Виктор, Геннадий и Виталий планируют проложить веломаршрут на юг — к новым пунктам Дуги Струве, которые находятся на территории Брестской области. Об одном из этих пунктов точно известно, что он расположен под фундаментом колхозной фермы. В каком состоянии остальные?