Последние рыцари

В абстрактном мультирасовом средневековье примерно как в стародавней Ниппонии: есть кланы, в кланах — лорды, а у лордов — гвардия. Одетые в черное и во всех смыслах убийственно хмурые мужики — как раз такие гвардейцы (личная охрана Моргана Фримана!), а по совместительству легендарный летучий отряд, славный подвигами и шрамами на лицах. Когда их господин на старости лет примет искреннее, но опрометчивое решение, судьбы этих скуластых воинов изменятся навсегда.

 

Последние рыцари / Last Knights

 

Режиссер — Казуаки Кирия

В ролях: Клайв Оуэн, Морган Фриман, Аксель Хенни, Айелет Зурер, Пейман Моаади, Ной Сильвер, Клифф Кёртис, Цуёси Ихара, Шоре Агдашлу, Дэниэл Адегбойега, Анна Линхартова

 

В абстрактном мультирасовом средневековье примерно как в стародавней Ниппонии: есть кланы, в кланах — лорды, а у лордов — гвардия. Одетые в черное и во всех смыслах убийственно хмурые мужики — как раз такие гвардейцы (личная охрана Моргана Фримана!), а по совместительству легендарный летучий отряд, славный подвигами и шрамами на лицах. Когда их господин на старости лет примет искреннее, но опрометчивое решение, судьбы этих скуластых воинов изменятся навсегда.

Азиатский кинематограф — отдельный разговор, и пуще прочего в последние годы в нем выделяются корейцы, начиная эдак с триумфа «Олдбоя» в Каннах. Самые отличившиеся недавно стали работать «на экспорт» (см. «Стокеры», «Последний рубеж» и особенно «Сквозь снег»), вот потянулся то ли за коллегами, то ли за спонсорством и малоизвестный японец. Корни режиссера лезут напоказ из однозначной «самурайской» стилистики, но вот в актерском плане это чрезвычайно красочное и разнообразное кино — даже по меркам экзотического боевика, снятого в эпоху глобализации. Из похожего свежего — разве что «Люси», где четыре главных персонажа — сознательно четырех разных цветов.

Атмосфера происходящего воскресит в чьей-то памяти восьмидесятнические фильмы про работников катаны и сюрикена, а в чьей-то — и Mortal Combat. Если не отвлекаться на аллюзии, это атмосферно исполненная фантазия на тему той самой условной средневековой империи с тысячью лиц. Интересной уже хотя бы визуально: в реальной истории такому, признаем, справедливому и изящному равноправию места нет до сих пор. Сказка ложь, да в ней намек. К тому же все физиономии здесь удивительно фактурны, выпуклы, притягательны тем духом жизни, который почти напрочь утерян в большом кино из-за двусмысленных профессий, связанных с гримом и постобработкой. Мужчины щетинисты, грязноваты и не всегда хотя бы симпатичны, с лица красивой жены главного героя считываются морщины, но это и придает образам тертой правдивости — один лейтенант-индус чего стоит. Грубо говоря, «Рыцари» — хороший, выразительный пример преодоления чуть ксенофобского комплекса «они же все на одно лицо»: пестрый (взгляните хоть на имена выше!) вихрь лиц ни на минуту не превращается в однородный винегрет. И над всем этим — владыка небритых киноперсонажей Клайв Оуэн и всегда прекрасный бессмертный Фриман, даже здесь умудрившийся произнести монолог

Сюжет — попривычнее, но легендарную историю про месть ронинов за трагическую судьбу господина разыграли-таки интересно. Одно дело, когда бойцы озверелыми ниндзя штурмуют замок — эффектно, динамично, но всё же лобовой боевик. Другое — то, как они штурмуют и в особенности как к этому готовились. Вот здесь в прямую как мизерикордия фабулу канонической истории пару раз элегантно вмешались — будто стрелки перевели на параллельный, но всё же другой, новый путь, где не всё так просто.

Сложно всерьез рассуждать из века интернета о выдуманной смеси бусидо и рыцарского кодекса, когда подразумевается, что на экране не просто сказочный боевик, а всё же мало-мальски дидактическая притча. Да, в мире, к сожалению, еще много мест, где воинская доблесть — не уважаемый памятник прошлого, а вынужденный джентльменский набор, но значит ли это, что отдавать свою жизнь за господина, каким бы он ни был, за его взгляды, за его ошибки — все еще честь, а не рудимент? Что ж, если заменить лорда (классического лорда, не президента какого-нибудь) на непутевое дитя или капризную любимую, ответ станет куда прозрачнее. Потому что в чем-то «Айвенго» не устаревает даже в эпоху, когда куда реалистичнее выглядит «Игра престолов».

 

Фильм можно увидеть в гродненских кинотеатрах. Расписание сеансов — в нашей афише.


Читайте также: полный список обзоров