Зубр из пикселей и цвета: как в Подлясье создали и продвигают новый бренд региона и зачем это нужно

Его невозможно не заметить: яркий, распадающийся на многоцветные биты зубр. В каждом пикселе — свой сюжет, энергичный, таинственный, секретный, многослойный. 

Зубр из разноцветных квадратиков стал новым логотипом Подлясья. И вместе с ним поменялась стратегия развития региона, впервые включив в себя определение территориального маркетинга. Ставка делается на многообразие, многоплановость в идентификации Подляского воеводства среди других в Польше.

Зонтик из презентаций

— Мы позиционируем воеводство как место, идеальное для жизни и предпринимательства, а логотип виртуально заряжает всех, — говорит директор департамента развития и связей с заграницей Магдалена Лыжницка-Санченко. — Новая марка концептуально охватывает различные позиции: развитие туристики и новые предложения; развитие экономики — благоприятный инвестиционный климат, создание свободных экономических зон в районах; многообразие культурных событий; многонациональность региона; природные богатства.

Эффективность территориального маркетинга сегодня уже понимают в целом во всей Польше. В администрациях воеводств созданы отдельные департаменты по продвижению. Активно разрабатываются бренд и марка городов, воеводств, гмин (районов).

Однако в Подлясье пришлось долгое время доказывать: для того чтобы развивалась промышленность и приезжали туристы, появлялись новые рабочие места и молодежь оставалась в маленьких городах, необходимо не только определить единую стратегию развития, но и уметь преподнести ее, доказать привлекательность тех или иных предложений, их уникальность.

Начинали шесть лет назад с исследований, с чем ассоциируется воеводство. Большинство респондентов воспринимало его как зеленый край, с лесами и зверями.

— Мы же хотели вместить еще культуру, кухню, многонациональность, чтобы можно было почувствовать не только силу природы, — говорит Магдалена Лыжницка-Санченко. — Кроме того, необходимо было прийти к пониманию сильных сторон и убрать негативные стереотипы.

Через два года активных презентаций с единой концепцией мнение людей поменялось. Изменился и логотип. Выбрали вариант художника, кстати белоруса, Леона Тарасевича.

Яркая фигура зубра стала точкой узнавания и притяжения. В том числе и творческих людей, новаторских идей.

Дизайнер Эльвира Хорош, например, создала коллекцию модной одежды: платья, брюки, брошки, запонки, сумки с принтами из пикселей. Для туристов продают брелки, кружки, разные мелочи. Привлекает внимание и ежегодный конкурс «Марка Подлясья». Десять лучших продуктов разных фирм выбирают жители региона. В прошлом году участвовало свыше 9 тысяч человек.

Программа презентаций, как и логотип, распадается на множество проектов. Появились компьютерные игры, рекламные ролики о регионе, где мультяшный зубр участвует в исследованиях тайн и секретов.

Подлясское воеводство позиционируется как многонациональный край с богатыми традициями культуры, кухнями разных народов.

В ресторане татарской кухни в Крушинянах нет кока-колы и картошки фри, но посетители не жалуются. 

Популярный туристический маршрут Татарский шлях

В Крушинянах сохранили и восстанавливают старинное кладбище — мизар

В Беларуси его уже видели

О Подлясье в этом году узнают на выставке ЭКСПО-2015, которая откроется в Милане. Выбрали проект виртуального путешествия по интересным местам на «реальных» велосипедах. Кстати, эти велосипеды привозили и в Гродно на последнюю выставку «Еврорегион “Неман”». Крутишь педали и рулишь по-настоящему, а перед глазами тропинки Августовской и Беловежской пущи, деревни, знаменитый Татарский шлях — всё, чем привлекательна эта земля.

Компания по продвижению Подлясья — активная и затратная. На презентации в этом году выделено более миллиона злотых. И это по сравнению с другими регионами небольшая сумма: есть те, кто доказал, что освоит 12 миллионов злотых.
Сегодня зубр «бежит» и в направлении Беларуси. Поляки предлагают создавать совместные продукты — например, использовать Августовский канал как единый продукт и презентовать его по всему миру. Они активно участвуют в туристических выставках в Минске. В этом году собираются привезти на «Еврорегион» в Гродно большую программу.

Как можно заработать в провинции на инициативе

В небольших районных центрах ищут запоминающиеся способы обозначить свои бренды и презентовать достопримечательности.

Там придумывают события и праздники, становятся организаторами международных соревнований и фестивалей. По соседству с Гродненской областью есть городки, которые известны далеко за пределами Польши. В Липске сохранили старинные традиции росписи пасхальных яиц. В Суховоле пекут хлеб на особой закваске и летом проводят грандиозный международный фестиваль оркестров. Приезжают туда и музыканты из Поречья Гродненского района. Активно используется и то, что в Суховоле находится географический центр Европы. Постоять в заветной точке может любой желающий. В Корытине проходят фестиваль сыра и праздник клубники.

Местные власти отдают инициативу жителям и… финансируют их проекты. Чтобы получить для этого средства Евросоюза, пишется стратегия на пять лет.

— Мы задаем общее направление, — рассказал бургомистр Суховоли Михал Матыски. — Например, развитие туризма. А люди придумывают, что можно сделать. И если предложение интересное, выделяем средства. Согласований для этого не нужно. Сейчас мы пишем стратегию на следующие пять лет. На этот раз она посвящена созданию новых рабочих мест, развитию микро- и малых предприятий. Люди должны иметь возможность работать дома. Планируется, что дотация составит 11 миллионов злотых.

Корытинские сыры пробовали сэр Чарльз и американский президент

Есть продукты, которые стали символом региона. Это корытинские сыры, которые имеют сертификат качества ЕС как натуральный продукт.

Практически все фермеры в округе занимаются их производством. В семье Агнешки и Петра Нетупских четверо детей, но сырный бизнес позволяет вполне прилично зарабатывать.— Мы не богатые, средние, — улыбается Агнешка и не скрывает своих секретов.На ферме 16 коров, хозяева встают в шесть утра, чтобы подоить стадо. Еще теплое молоко привозят на сыроварню и сливают в большой котел, нагревают. 

Затем добавляют соль и энзим, благодаря которому молоко сворачивается за пять минут. Творог откидывают в специальные формы, добавляют натуральные травы или оливки, орехи, ягоды, чеснок и оставляют отлеживаться. Вот и вся технология. Зато создает имидж целому району. В Корытине возле фирменного магазина не раз замечали автомобиль президента Польши, а во время визита в страну Барака Обамы среди прочих национальных изысков ему предлагали и корытинские сыры.

Агнешка и Петр надеются на новую программу и уже придумывают проект, под который можно получить средства. Скорее всего, сырный…

Агнешка Нетупски с мужем имеют небольшую сыроварню. Сыры готовят из коровьего молока. Фермеры могут доказать происхождение любого ингредиента в сыре, показать ферму, поле, корма, поле, где выросли эти корма — и так далее. Все дополнения: орехи, семечки, чеснок, перец — должны иметь такую же «родословную». Корытинские сыры входят в список традиционных национальных продуктов Польши. Географически место обозначено как Корытин, но в практически в каждой деревне этой гмины есть сыроварни.