«Мы живем в одноразовом времени». Коллекционер хлама из Гродно рассказал, почему не надо выбрасывать старые вещи

«Как много лишнего накопилось! Пора бы выкинуть весь этот хлам!» — часто думаем мы, выставляя за порог неработающие чайники, сломанные стулья и ненужные дисковые телефоны. Гродненец Олег Ёрш не только не выбрасывает хлам, но даже покупает. Он коллекционер и треть своей жизни посвятил поиску интересных старинных вещей.

Фото Сергея Людкевича

Как мусор становится искусством

— Всё началось лет пятнадцать назад. Меня впечатлил старый утюг. Большой, красивый, «жирный» — увидел его в музее своего хорошего знакомого из Свислочи. Помню, он сказал мне тогда: «Поверь, собирать вещи даже круче, чем рыбачить». И это правда, — смеется Олег Ёрш, — рыбу губить не надо.

Сейчас в его коллекции полтысячи разных утюгов. Раньше они были гордостью и признаком зажиточности: девушек старались выдать замуж в ту семью, в которой был утюг. Теперь, тяжелые и нелепые, они хранятся у Олега Николаевича. Для своей большой коллекции он даже отвел отдельный гараж. Найти там можно не только утюги. В этом гараже и советские чайники, и старые прялки, и лыжи без палок, и потрепанные чемоданы…

Несколько лет назад коллекционер решил попробовать новый вид искусства — трэш-арт. Его суть в поделках из несочетаемого мусора. Первой инсталляцией стала каска, которую он нашпиговал гвоздями. «В ней я сразу увидел этакую панковскую вещицу», — рассказывает Олег Ёрш. И это неудивительно, ведь он фанат рок-музыки и часто отдыхает на концертах.

Унитаз из гитары и велосипед из прялок

— Меня захватывает поиск интересных вещей, а если они еще и сочетаются с тем, что уже есть в моей коллекции!.. — Олег Николаевич делает многозначительную паузу, оглядывая свои странные, а порой и абсурдные компиляции. Что может быть непонятнее унитаза из старой гитары или велосипеда, сделанного из прялок?

— Сперва у меня рождается идея, которая долго маячит перед глазами, потом отыскиваю нужные вещи, — делится мастер. — Когда покупал этот чемодан — сразу знал, что он станет комодом, его и переделывать почти не пришлось.

Некоторые инсталляции можно запросто использовать в быту. Например, отдыхать на стуле с пружиной, ходить в каске с фонарем по темным переулкам, а по утрам просыпаться от звонка лучшего друга на светильник-телефон-будильник.

Одноразовое время

— Знакомая дверца… — обращаю внимание на деревянную дверку, на которой висит авоська с давно позабытыми стеклянными бутылками из-под молока.

— Это была оконная рама, я просто распилил ее. Эта инсталляция напоминает мне о Советском Союзе — в ней собраны многие символы той эпохи. Мы живем в одноразовое время, пользуемся одноразовыми вещами. Поэтому все старое ценнее нового, — считает Олег Ёрш.

Он работает установщиком памятников. Но чувства юмора ему не занимать. Чего только стоит чайник со знаком ограничения скорости «70 км/ч», сделанный в насмешку над водителями-чайниками.

— Пару месяцев назад я нашел его по рекламке, — рассказывает коллекционер.

Многие старые вещи он покупает. В интернете, на блошиных рынках, иногда за границей. Некоторые экспонаты вручают друзья. Иногда он и сам дарит кое-что из своих поделок. Но ничего не продает и не делает на заказ. Говорит, что увлечение трэш-артом больше для себя, для души. Недавно подарил гостям из России интересную ложку с антеннами, а жене ко Дню всех влюбленных смастерил счастливое сердце из подков.

Супруга относится к увлечению мужа спокойно. Она и сама коллекционирует старинные фотоаппараты. Их дочка в детстве увлекалась бисероплетением и даже выставляла свои работы, а папа помогал ей с оформлением экспозиции. Олег Николаевич много путешествует и, как он сам говорит, любит «разглядывать в городах архитектурные и дизайнерские решения». Недавно был в Кракове. Набрал старых дыроколов для своей коллекции. Что будет из них мастерить — говорить отказывается: творческая тайна.