Орнитолог Дмитрий Винчевский: «Даже десять молодых деревьев не заменят для птиц старого дерева»

Гродненский орнитолог Дмитрий Винчевский всю жизнь посвятил птицам. Для него пернатые — не только объект исследований, но и друзья, с которыми он любит проводить свободное время, предпочитая их компанию жарким пляжам Египта.

Фото Сергея Людкевича

Мы встретились с Дмитрием в самое романтическое для орнитологов время. Он рассказал о том, чем опасна утка-мандаринка, почему вороны не «клюют» на украшения и что получается, если вырубать старые деревья.

Для гродненцев ваше имя — как синоним к слову «птицы». Вы не только занимаетесь орнитологией, но и защищаете места обитания птиц, как это было со Святым болотом. Откуда возникла такая любовь?

— В молодости был очень увлекающимся: прочту книгу, например, про капитана третьего ранга, и сразу хочу им быть. (Смеется.) В школьные годы ко мне попала книга Владимира Галушина «Хищные птицы леса». Она была интересно написана, с красивыми иллюстрациями. Меня она впечатлила, и я понял: вот это мое! В очередной раз. (Улыбается.) Позже я познакомился и с автором, и с художником книги.

За окном весна, птицы возвращаются домой, сейчас можно увидеть много интересных видов. Будете ли вы устраивать наблюдения за птицами для гроденцев с экскурсией и пикником, как это было осенью в парке Жилибера?

— Сейчас именно такого мероприятия не будет, оно традиционно проходит в октябре. Мы запустили уникальное для Беларуси предложение — бёрдвочерские экскурсии (от англ. birdwatcher — орнитолог-любитель) совместно с «Кронон Парк Отелем». Теперь каждый гость города сможет заказать такой мини-тур и понаблюдать за птицами. А каждое воскресенье, когда мы выезжаем с коллегами за город, берем всех желающих бесплатно. Одна из наших задач — показать, что бёрдвочинг может быть интересным и увлекательным.

Недавно в парке мне на голову села ворона. Странная ситуация — даже заколки в волосах не было. Случалось, когда эти птицы клевали прохожих. У них такой скверный характер?

— Это все сказки, что воронам нужны заколки. Наоборот, они боятся блестящих предметов. Сложно сказать, почему птицы «пристают» к людям — чего-то хотят или не устраивает их что-то. Просто пернатые из семейства врановых — самые умные. Эти птицы быстро приспосабливаются к переменам и сегодня в поисках лучшей жизни переселяются в города.

Какие еще «мифы» о птицах существуют?

— Один из мифов, что птицам нужно помогать: подкармливать и делать дуплянки. Люди думают, что помогают, вешая скворечники, но они не заменят старые деревья. Старое дерево, где живут насекомые, паучки, — это для птиц и дом, и магазин, и школа. Если мы его срезаем, это все исчезает. Даже если повесить десять скворечников или посадить десять молодых деревьев, они не заменят старого дерева. Представьте, что вместо руководителя во главе предприятия будет группа малышей из детского сада. Это то же самое! Во всем мире старые деревья лечат, а у нас срубают.

Этой осенью в Лиде и Бресте орнитологи обнаружили утку-мандаринку, которая в четвертый раз залетела в Беларусь. Пернатая гостья, родина которой — Дальний Восток, так и осталась на наших водоемах. Что это значит?

— С мандаринкой такая проблема: она птица красивая, но это чужеродный вид. Попав в нашу экосистему, которая создавалась тысячи лет, мандаринка может угнетать наши виды, если, к примеру, начнет размножаться. Как это произошло с американской норкой, которая стала распространяться на нашей территории и вытесняет европейскую. Вряд ли европейская норка выживет в ближайшие двадцать лет.

Рыболовы соревнуются за звание лучшего. А среди орнитологов есть похожие состязания? На что готовы пойти, чтобы одержать победу?

— Среди орнитологов есть много разных соревнований: сколько птиц увидел с начала года, кто первый увидел сто или двести видов пернатых, и так далее. Сейчас я не участвую в таких состязаниях, но за всю свою карьеру зарегистрировал 264 вида из 325, обитающих в Беларуси. Если деньги позволяют, мы с братом (Александр Винчевский — председатель ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны». — Прим.авт.) выезжаем за границу. Люди едут в Египет на пляж, а мы — наблюдать за птицами. (Смеется.)

А когда же отдыхаете?

— Так это же и есть отдых. (Улыбается.) Мы так ездили с братом в Индию, собираемся сейчас в Таиланд, надеюсь, получится осенью. Хотелось бы побывать во многих уголках мира: самая богатая на виды птиц — Колумбия, затем — Перу, где я побывал по международной программе. Среди всех птиц, что там видел, мне был знаком только сизый голубь. Он залетел на лоджию в гостинице.

Семья разделяет вашу страсть?

— К сожалению, сын не разделяет. У него другие интересы: компьютеры и девушка. (Улыбается.) Раньше чаще выезжали семьей, но, как видите, заинтересовало другое. К тому же бёрдвочинг — нелегкое хобби. Нужно знать много информации о птицах, иначе не будешь получать удовольствия.

Справка «ВГ»

Дмитрий Винчевский родился в 1969 году в Великом Новгороде в России. Когда ему было четыре года, вся семья переехала жить в Гродно. В 1995 году окончил биологический факультет ГрГУ им. Янки Купалы, затем аспирантуру в Институте зоологии НАН Беларуси. Стал одним из основателей Западно-белорусского товарищества охраны птиц (1993 г.). Дмитрий стоит у истоков создания самой крупной общественной организации в стране, занимающейся охраной птиц, — «Ахова птушак Бацькаўшчыны». С 2001 по 2011 годы был председателем Гродненского отделения ОО «АПБ». Редактор сайта birdwatch.by.