Директор театра кукол Мария Шабашова о невестках, меценатах и Хэллоуине

Мария Шабашова посвятила всю свою жизнь театру кукол: она служит ему 34 года, и вот уже год как директор. Ее кабинет всегда открыт, и это первое место, куда идут обсуждать свои проблемы актеры. Здесь многолюдно и беспрерывно звонит телефон. Все разговоры о личном с Марией Шабашовой плавно переходят в беседу о театре.

Фото Александра Саенко

Мария Антоновна, в театре вы начинали актрисой. Как получилось, что стали директором?

— Театр был организован 1 ноября 1980 года, я попала в первую труппу и четыре года была актрисой. В 1985-м году театр нуждался в администраторе: кто-то должен был составлять репертуар, зарабатывать деньги и выполнять показатели. У меня это получалось, а я люблю делать то, что получается. Я лучше буду хорошим менеджером, чем невостребованной актрисой. (Смеется.) Хотя мои актеры до сих пор смеются и говорят: так, как вы играли попугая Маруфа в «Синдбаде-мореходе», никто не может. (Улыбается.) Спектакль до сих пор в репертуаре.

Складывается впечатление, что вы живете на работе. Сколько времени проводите в театре?

— Много: театр — мой второй дом. Никак не получается работать меньше. Я всегда найду, чем заняться. Сложно, конечно, совмещать, но когда я вижу эффект от работы — получаю удовольствие! (Улыбается.)

Многие спрашивают: зачем мы проводим Хэллоуин, «Ночь в театре», День влюбленных? Можно же просто отыграть спектакли, и всё. Но нам интересно привлечь больше зрителей, в том числе молодежь. Да, они придут на своего рода шоу, но в то же время посмотрят спектакль. И в следующий раз уже будут обращать внимание на афиши.

Поэтому театр кукол — успешный и популярный? На спектакли билеты раскупают за день или за неделю с момента продаж.

—Это говорит о том, что зритель нас любит. (Улыбается.) И каждая наша новинка ему интересна. Для нас главное, чтобы люди хотели говорить о спектакле, который они увидели. Это половина успеха. А когда зрители выходят и им нечего сказать — это плохо. Успех театра — тандем с главным режиссером Олегом Жюгждой, сотрудничество со всем коллективом. Недавно была в Варшаве, и там мне с такой завистью говорили, что у нас есть спектакли для взрослых. У них только дети ходят в театр кукол.

Последние годы в театре была напряженная обстановка: скандалы, связанные с реконструкцией, смена директоров, в то же время «Пиковая дама» произвела фурор. Такой бунтарский характер был у театра, а как сейчас настроение?

— Сегодня, как мне кажется, в театре настроение доброе, семейное, все хотят что-то делать, приходят с идеями, улыбаются! У нас даже уборщицы творческие люди. Вот это состояние я хотела бы удержать. Когда прихожу на работу, всегда улыбаюсь. Мне кажется, если директор идет на работу с улыбкой, неважно, что в душе творится, этим он показывает пример. Никогда не надо нести проблемы из дома на работу, и наоборот. Единственное, чего хочется, — поправить финансовое положение сотрудников. В театр не идут за деньгами, это только любовь… Но я мечтаю о попечительском совете: меценаты могли бы поддерживать театр.

К творческим людям нужен особый подход. Как вы находите общий язык?

— Самое главное — уметь выслушать человека. Мой кабинет всегда открыт. Каждый может прийти и высказать свое мнение. Творческие люди должны высказываться. Постоянно поддерживать хорошую атмосферу в театре можно только таким способом. Это не завод, где пришел в цех и встал у станка. Здесь человек должен чувствовать любовь и заботу, потому что он передает свою энергию зрителю. И неважно, какой спектакль, «Три поросенка» или Шекспир, актер должен быть в хорошем настроении и думать только о роли.

Близка ли вам демоническая тема, которую так любит главный режиссер Олег Жюгжда и успешно развивает в спектаклях «Пиковая дама», «Вий», «Фауст. Сны», в премьере этого года «Демон»?

— Отвечу как директор: мне близка та тема, которая пользуется популярностью и приносит доход. (Смеется.) Если честно, меня Олег ни разу не подвел: он чувствует зрителя. Это правильно, что мы поставили сейчас Лермонтова. Молодежь забыла, кто это, а мы учили «Демона» наизусть в школе. Если говорить о том, какие еще спектакли я хотела бы увидеть, то одна моя мечта воплотиться в жизнь уже в 2015-м году – это сказка «Двенадцать месяцев» С. Маршака. А что касается репертуара для взрослых, хотелось бы увидеть комедию-водевиль: наши актеры хорошо поют и двигаются.

Мария Антоновна, на работе вы как Карлсон с пропеллером на спине — ни один вопрос не решается без вашего участия. А какая вы дома?

— Тихая, спокойная, люблю готовить. Правда, готовлю по выходным. У меня мужчины в доме, поэтому первое, второе, третье должны быть обязательно. Даже закатки успеваю делать: помидоры, огурцы, которые выращиваем на даче. Конечно, хотелось бы больше времени уделять дому, но ничего, надеюсь, что невестки помогут. (Смеется.)

Знаем, что у вас довольно близкие отношения с сыновьями — вы и подруга, и мама в одном лице. Наверное, невестке будет тяжело угодить вашим детям? А может, и вам?

— Мы дружим и можем поговорить обо всем. Антон и Виталик всегда могут спокойно познакомить меня со своими девушками. Мама своя и все понимает. (Улыбается.) Я не буду придираться к их выбору. Главное для матери, чтобы дети были счастливы. Всегда старалась своим примером показать честность в отношениях и работе. Думаю, что люди должны жить так, как говорит им сердце.

А как любите отдыхать?

— Идеальный день для меня — поехать к маме на дачу, люблю в огороде покопаться. Тишина, свежий воздух и никаких мыслей о работе. Когда была в отпуске, то просила, чтобы звонили мне в крайнем случае. Любая женщина должна отдыхать: руководитель, жена, мама должны быть здоровы!

Как вы проводите Новый год и что пожелаете нашим читателям в канун праздника?

— Новый год мы встречаем всей семьей дома: от бабушек до внуков все собираются у праздничного стола. Такие милые посиделки. Желаю всем, чтобы в каждом доме был мир и достаток. Когда дома хорошо — везде хорошо!