Про уличных фотографов и фруктовый салатик

Гродно, середина 30-х годов ХХ века. В самом начале улицы Ожешко (Ожешковой) фотограф снимал прохожих и вручал им визитную карточку с адресом своей фотостудии.

Гродно, середина 30-х годов ХХ века. В самом начале улицы Ожешко (Ожешковой) фотограф снимал прохожих и вручал им визитную карточку с адресом своей фотостудии.

Кто имел желание приобрести на память снимок, заходил по указанному адресу и заказывал нужное количество отпечатков. Редко кто из попавших в объектив уличного фотографа отказывался приобрести фотокарточку. В моем семейном альбоме хранятся снимки моей юной мамы на улице Ожешковой, которые я любила рассматривать в детстве. Снимали городские торжества — например, День Балтийского моря с шествием по Ожешковой колонны юношей в морской форме, многолюдные крестные ходы и т. д.

Как-то раз городская газета объявила конкурс красоты. Девушки присылали или приносили в редакцию газеты свои портреты, а в конце года читатели выбрали самую красивую паненку Гродно. Первой городской красавицей 1936 года была выбрана моя мама. Ее узнавали на улице, молодые мужчины ей оказывали знаки внимания. Один коммерсант из Варшавы пригласил ее в самый лучший ресторан Гродно. Бледненькая худенькая блондинка первый раз в жизни попала в роскошную обстановку. Ее ужаснули цены в меню, разорять пана коммерсанта своим аппетитом не хотелось.

Скромно потупившись, она сказала кавалеру, что не голодна, разве только салатика попробует. Официант поставил перед щепетильной красавицей хрустальную мисочку с фруктовым салатом. Смесь долек апельсина, мандарина, банана и какого-то редкого тропического фрукта обошлась дороже двух отбивных. Из ресторана моя мама вышла голодной и ужасно расстроенной.


Смотрю я на эти ретрофотографии и радуюсь, что в нашем городе существовали городские фотографы. Вот и я таким фотографом стала…