Как делают кукол ручной работы, рассказала мастерица из Гродно

Светлана Сидор — секретарь на Гродномясомолпроме. В Беларуси и за рубежом она многим известна как талантливая мастерица. Более трехсот ее тряпичных кукол разошлись по всему миру. Светлана стремится развенчать миф, что хендмейд — это следствие бедности, и вкладывает в свои работы всю душу и максимум средств.

Светлана Сидор — секретарь на Гродномясомолпроме. В Беларуси и за рубежом она многим известна как талантливая мастерица. Более трехсот ее тряпичных кукол разошлись по всему миру. Светлана стремится развенчать миф, что хендмейд — это следствие бедности, и вкладывает в свои работы всю душу и максимум средств.

Почему у куклы нет улыбки?

В год Светлана делает около ста кукол. На одну в среднем уходит 20 часов, где-то по 4 часа в день, признается мастерица.

— Я принимаюсь за куклу, когда у меня все хорошо. Ведь я передаю ей энергетику. Если есть вдохновение, сделаю куклу за вечер. У меня постоянно включен телевизор. Так я ориентируюсь во времени: знаю, когда какая передача идет. Если настроение плохое, сажусь вязать.

У Светланы накопился огромный ящик с крохотными вязаными вещицами, в которые мастерица наряжает своих кукол. Вязаные наряды — это ее фишка. Каждую куклу можно назвать уникальной. Ведь невозможно сделать ее точную копию. Даже если глаза нарисуешь по-другому, это меняет всё.

К слову, у кукол, которые делает Светлана, нет рта и носа. Почему?

— Интересно, что этот вопрос чаще задают взрослые. Для детей всё на месте: они как-то по-другому это видят. У славянских кукол вообще нет лица. По поверью, в семье не должно быть лишнего рта, — объясняет Светлана. — Ведь, когда с куклой общаешься, она тебя слушает. Я считаю, когда у куклы нет определенного выражения лица, она может быть в любом настроении. Сегодня на нее посмотрел так — она какая-то озорная, завтра эдак — грустная. Когда у куклы есть рот, она статична. Моя кукла более гибкая. Для меня она каждый раз новая.

Самый любимый заказчик Светланы — тот, который доверяет ее вкусу. Нет желания что-то повторять — хочется делать открытия. В основном, так оно и получается.

Чем наш горошек отличается от американского

Ткани Светлана заказывает в Штатах. Пересылка одного ярда почти в два раза дороже, чем сама ткань. В Беларуси ей сложно купить что-то подходящее. Например, у американских тканей немного другое плетение. Они плотнее, не так сыплются. Рисунок на них яркий и мелкий. Такие ткани универсальны при изготовлении кукол — меньше отходов. Белорусские производители делают крупные рисунки. Если из такой ткани сшить кукле платье, рисунка не будет видно.

Светлана показывает красное полотно с логотипом Олимпиады-1980, которое она недавно приобрела. Казалось бы, обычная ткань в горошек, но…

— Наш горошек, — поясняет Светлана, — четко и графично выверен, американский — разного диаметра, хаотичный, будто его кто-то руками нарисовал. Для меня такой узор живой: он сразу играет.
Играть любят взрослые

Работа, как правило, сезонная. День влюбленных, 8 Марта, Новый год. Все остальное — дни рождения и дни ангела. Заказывают свадебных кукол. Приобретают и без привязки, как подарки для гостей за границей. Куклы Светланы разошлись по всему миру. Сегодня они «живут» в России, Польше, Германии, Англии, Франции, Италии, Америке, Бразилии.

— И в Гродно покупают. Много постоянных клиентов. Одна семья каждый год дарит своей дочери на день рождения мою куклу. Ей уже три года. Знала бы, хоть в одной цветовой гамме делала, — смеется Светлана. — Ведь каждый год какие-то предпочтения есть.

Что интересно, покупают кукол в основном для взрослых. Дарят дочерям на 18 лет, подругам — на 25.

— Интересная клиентка была — никогда не забуду. На выставке в Минске она три дня приходила и смотрела на одну куклу. В итоге говорит: продайте. Я спрашиваю: внучке? Нет, говорит, мне. И я продала ее за какие-то копейки. Мне было приятно, что человек так полюбил мою куклу, — улыбается рукодельница.

О чем мечтается

Сейчас Светлана хочет уйти в детскую тематику. Ей нравится просматривать фото зарубежных детских комнат, в которые вложено много ручного труда. Там всё живое, атмосферное. Из реальных планов — вязаные игрушки.

— Меня поразила детская реакция на них. Когда вязаные птички заиграли на фотосессии (куклы Светланы участвуют в фотопроектах. — Прим. авт.), дети просто визжали от восторга!
Летом Светлана начала делать куклы из фломирана. Они напоминают изделия из мастики, но несъедобны. Сейчас мастерица хочет освоить технику печатания на фломиране, потому что не может найти цветной материал. Уже и заказ был: светловолосая учительница.

Три года как Светлана не теряет интерес к куклам. Она лишь переключается на что-то другое — и расширяет свои творческие границы. А кто бы мог подумать: обыкновенный кабинетный работник.