100 мерседесов и лимузин Брежнева. Почему взрослые гродненцы играют в машинки

У гродненца Дмитрия Сидора около сотни «Мерседесов». Среди них лимузин Брежнева и голубой трейлер «Формулы-1». Все машины — коллекционные, только в 18 раз меньше, чем настоящие. У Сергея Нерада около 900 моделей, в том числе патрульных автомобилей более 60 стран мира, которые помещаются на нескольких полках.

В коллекции Дмитрия около 100 Мерседесов, Фото Сергея Людкевича

Лимузин Брежнева уменьшили в 18 раз

Гродненцы собирают копии машин уже более двадцати лет. Маленькие модельки почти ничем не отличаются от оригинальных: у них есть двигатель, коробка передач, колеса, кожаный салон.

— Все делается миллиметр в миллиметр: багажник, капот, дверцы, которые открываются. Холодильничек работает, — шутит Дмитрий и продолжает рассказывать: — Ремни безопасности, запасное колесо, чемоданы в багажнике, даже на окошках шторки из ткани. Точная копия оригинала, только в уменьшенном размере.

Последние пять лет коллекционер собирает «Мерседесы» ХХ века в масштабе 1:18. К примеру, «Мерседес-Пульман 600» в дилерской версии сделан из 409 деталей и со шторками на окошках. Выпускался автомобиль и с полуоткидной крышей. Такая машина была у многих лидеров государств, в том числе и у генсека КПСС Леонида Брежнева. Дмитрий купил модель за 250 евро, а сейчас ему предлагают продать ее в три раза дороже, но расставаться с ней не хочет.

В коллекции есть даже «Мерседес-Бенц W21-6568» — точная копия голубого трейлера, который перевозил авто участников «Формулы-1» к местам гонок. Из истории известно, что реальных автомобилей было всего два. После пожара на заводе «Мерседес» трейлеры утилизировали. Единственное восстановленное «голубое чудо» в масштабе 1:1 сейчас находится в музее в Штутгарте. Есть в коллекции и первая трехколесная модель «Мерседеса» — мотоколяска 1886 года.

Наиболее распространенный масштаб — 1:43, но самый маленький, меньше спичечного коробка, — 1:87.

— Раньше коллекционеры покупали немецкие железные дороги и делали диорамы с переездами, семафорами, домиками. К этим диорамам выпускали маленькие машинки, — рассказывает Сергей. — Конечно, можно собирать автомобили и в масштабе 1:1, если много денег (смеется).

На аукционах сидят до двух часов ночи

Новые экземпляры ищут в основном в интернете на аукционах и сайтах заводов-изготовителей. Бывает, друзья из-за границы привозят.

— Есть такие машинки, цены на которые на аукционах начинаются с рубля, а потом растут. Ждешь, когда закончится аукцион, бывает, сидишь до двух часов ночи, чтобы предложить самую высокую цену. Выиграл. Потом ждешь 12–15 дней, пока машинка придет. Переживаешь, как посылка дойдет. А потом вскрываешь коробку, смотришь, любуешься, показываешь родным, только очень осторожненько… — с умилением рассказывает Дмитрий.

Как правило, покупают машинки за границей, так как в Беларуси нет ни магазинов, ни тем более заводов-изготовителей. Правда, не всегда посылка с ценным товаром доходит до адресата.

— Отдал за две модели из Америки 110 долларов плюс за доставку 40 долларов, но они так и не пришли, — говорит коллекционер.

Игрушка за 2700 евро

Стоят машинки от 10–15 долларов до 3000 евро. Цена, как правило, зависит от тиража и масштаба. Но порой даже в масштабе 1:43 моделька стоит дороже, чем в 1:18.

— В Советском Союзе одна коллекционная машинка стоила три с половиной рубля, а мороженое — 12 копеек. Экономили на школьных завтраках, — вспоминает Сергей.

Одной из самых дорогих моделей, выпущенной в Советском Союзе, является автомобиль сопровождения олимпийского огня, сделанный на базе микроавтобуса РАФ. Его выпустили всего в 700 экземплярах к Олимпиаде-80. Модельку дарили членам делегаций, что-то поступало в продажу. Теперь на аукционе цена уменьшенной копии доходит до двух тысяч долларов.

— Есть одна модель «Мерседеса», тираж которой всего 196 экземпляров. За три года в интернете ее продавали всего один раз, тогда сумма дошла до 2700 евро, — рассказал Дмитрий.

По словам коллекционеров, даже маленькие машинки подделывают и продают за баснословные деньги. Но истинный коллекционер, считает Дмитрий, заметит, что буковка была не такая, маячок, например, там не стоял, даже номерной знак должен совпадать с реальным. Поэтому в оригинальной модели завод-изготовитель делает какую-то «загогулину», по которой можно отличить оригинал от подделки. К каждой машинке идет мини-паспорт с номером и серией. Этих бумажек может и не быть, но без них цена машинки сильно упадет.

Машинки «болеют» чумой

В коллекции Сергея есть самодельные машинки. Например, патрульная «Шкода-Октавиа» специального подразделения ГАИ «Дельта» с бортовым номером 540.

— Бывает, купишь, смотришь, вроде ничего, но в «милицейской» окраске смотрелась бы лучше. Начинаешь переделывать — смываешь краску, шпаклуюешь, грунтуешь, потом снова красишь в нужный цвет, делаешь мигалки, антенки, молдинги, дворники, — рассказывает Сергей. — Но для того, чтобы переделывать, нужно вдохновение. Поэтому некоторые машинки ждут своей очереди по полгода.

Сергей хранит дома около 900 патрульных машин

Сейчас Сергей работает над сборной моделью культового советского автомобиля «Победа» ГАЗ М-20 в масштабе 1:8 длиной 60 см. Она тяжелая, железная, у нее включаются фары, нажимаешь педаль тормоза — сзади загораются стоп-сигналы, открываешь дверцу — можно поднимать и опускать стекло, поворачиваешь руль — поворачиваются колеса.

Примечательно, что машинки тоже «болеют» — так называемой цинковой чумой: рассыпаются и превращаются в порошок.

— В то же время есть маленькая «Волга» ГАЗ-21, она вся больна чумой, но даже в таком виде за нее платят большие деньги, — добавил Дмитрий.

Сейчас он работает над «Мерседесом-123», специально его «ржавит», царапает и создает таким образом вид рабочей машины.

В планах коллекционеров — организовать выставку. Правда, пока такой возможности в городе нет. Говорят, что нужны специальные стеклянные боксы, чтобы машинки можно было рассмотреть со всех сторон, не касаясь, так как детали хрупкие и могут поломаться. Важно, чтобы в помещении было видеонаблюдение, потому что маленькие машинки легко спрятать в кармане.