Интерстеллар

Экс-пилот Купер, вдовец, живущий с ординарным сыном и не по годам развитой девчушкой, вынужден ковыряться в движках комбайнов и по-хрущевски радеть за кукурузу, потому что планету укатали пыльные бури и людям попросту нечего кушать, — какие уж полеты. Однажды у девочки в книжном шкафу поселяется призрак, разумеющий в бинарном коде и норовящий что-то передать. Это оборачивается невольным путешествием Купера во имя всего человечества в искривленный космический хронотоп, из которого если и вернешься к дочери, то разве что к немолодой.

 

 

Интерстеллар / Interstellar

 

Режиссер — Кристофер Нолан

В ролях: Мэттью МакКонахи, Энн Хэтэуэй, Майкл Кейн, Маккензи Фой, Джессика Честейн, Эллен Бёрстин, Тофер Грейс

 

Экс-пилот Купер, вдовец, живущий с ординарным сыном и не по годам толковой дочуркой, вынужден ковыряться в движках комбайнов и по-хрущевски радеть за кукурузу, потому что планету укатали пыльные бури и людям попросту нечего кушать, — какие уж полеты. Однажды у девочки в книжном шкафу поселяется призрак, разумеющий в бинарном коде и норовящий что-то передать. Это оборачивается невольным путешествием Купера во имя всего человечества в искривленный космический хронотоп, из которого если и вернешься к дочери, то разве что к немолодой.

«Межзвездный» — кино настолько необъятных контекстов, что и впитывать его непросто, не то что осмысливать. Взять, например, МакКонахи, который после бульканья в трясине романтических комедий перезагрузил собственную карьеру, пересидев с годик без ролей, и теперь берет высочайшие актерские планки. То, как его загорелое худое лицо выражает здесь эмоции, почти бесценно — например, после расставания с дочкой Купер пытается не плакать, но правый глаз его подводит, и эта асимметричная гримаса настолько непритворна и честна, насколько возможно. Ирония в том, что главный герой с его нелегкой миссией здесь и так служит зрителю мужественным ориентиром «среди бескрайних просторах Вселенной», безальтернативным фокусом притяжения: ему вовсе не нужен такой уровень игры, который может выдать и местами выдает актер.

 

— Признайтесь, что вы сделали с Хансом Циммером? Он звучит как другой композитор. Хотя музыка к «Интерстеллару» — один из лучших его саундтреков.

— Что я с ним сделал? Позвонил однажды и сказал: «Мне нужен один день твоего времени. Я пришлю тебе письмо, и в нем будет притча, выражающая суть того, о чем я снимаю мой следующий фильм. Но там не будет ни заголовка, ни сюжета, ни даже жанра. Ты откроешь письмо утром, а потом потратишь целый день на то, чтобы написать музыку, наилучшим образом выражающую то, о чем говорит мое письмо. В конце дня ты сыграешь мне эту музыку, и именно она будет звучать в моем фильме». Он поступил так, как я его попросил. Мне кажется, он впервые написал не саундтрек к масштабному блокбастеру, а несколько тем, позволяющих ощутить что-то важное и неуловимое. Я смог объяснить ему эмоциональный смысл фильма.

Это лишь один из примеров того, как фильм откусывает больше, чем может проглотить. Пылевые бури, дожимающие человека, — вполне оригинально и исторично, но почти все земные пейзажи вообще не проработаны на этот счет. Герр Циммер записал нетипичный для себя (то есть заведомо отличный) саундтрек: холодный, ностальгический, с характерным space-звучанием, с неожиданным использованием органа, — но именно этот орган в кульминационные моменты встает стеной звука столь пронзительной и гулкой, что персонажей не слышно вовсе. Именитый физик Кип Торн, что плотно поучаствовал в научном обосновании сюжета, почему-то не придал внимания хотя бы губительности так называемого горизонта событий, важного элемента в финале ленты. Братья Ноланы традиционно сооружают монструозную, захватывающую конструкцию, за что их многие и любят, — и не выпрямляются под ее весом, за что их остальные и критикуют. Прелестный беззвучный космос, великолепные веселые роботы с уникальным дизайном раскладных шкафов и неожиданное появление известного артиста, впрочем, многое компенсируют.

Однако, и это ключевой момент, «Интерстеллар» — чуть ли не первая работа британца, которая, наверное, понравится даже многим его хулителям. Потому что творческий метод Нолана — стерильный, математический, сравнительно реалистический и строго просчитанный не столько на уровне сценария, сколько в области зрительской реакции, — впервые вобрал в себя столько человечности. МакКонахи сыграл блестяще, как и ДиКаприо, как и когда-то Пирс или Бэйл, но никогда еще основному персонажу режиссер не давал отдушины в виде отягощения заботой, опекой — и чисто родительского стремления ради опекаемых сделать что угодно.

Осторожно исследовав тему «горизонтальной» любви равных в Inception, Нолан, не так давно сам обретший дочку, как будто дрогнул и взглянул наконец на «вертикальную», самую чистую и самую живучую любовь: ребенка к котенку, что прячется за пазухой; старушки к домишке, которая не дает снести его; отца к дочери, где он обещает вернуться, несмотря на любые капризы времени, даже если для этого придется проломить несколько логических загвоздок и научных преград.

И когда визионер сводит в одной экранной точке отца-МакКонахи, дочь — бесподобную актрису Честейн, прорвавшееся наконец свое, нолановское, личностное, сюжетный пик, нарастающее крещендо Циммера и относительно внятную визуализацию теории струн… совершенно неважно, что по сюжету это, мол, ради недовымерших на Земле, что пятимерных пространств не бывает и что слегка нелепо живописать то ученое, до чего лучшие умы еще пока не дошли. Потому что практически любому человеку из любого кинозала вокруг света в этот момент одновременно рвет мозг и сердце от того, что впервые в истории кто-то взял и воплотил, звучно и красиво, почти все сокровенные мечты, скажем, Рэя Брэдбери (ключевые слова: космос, семья, превозмогание, красота, добро, оптимизм, научное рука об руку с трансцендентным). И если другой прекрасный фильм про космос, «Гравитация», восхвалял в человеке жизнь вопреки, то «Интерстеллар» — жизнь благодаря.

Фильм можно увидеть в гродненских кинотеатрах. Расписание сеансов — в нашей афише.


Читайте также: полный список обзоров