Налог на воду и туалетную бумагу. Как чай на работе приравняли к доходам

«Неужели теперь будут штрафовать за неуплаченный налог на бутилированную воду?» — с таким вопросом к нам обратился директор частной фирмы. Оказалось, что платить налог на питьевую воду теперь нужно всем работодателям, которые не берут ее из крана, а покупают. Теперь она является дополнительным источником дохода работников, а значит, и объектом для начисления страховых взносов.

 

Жидкая «премия»

Поводом для волнений стали пояснения заместителя управляющего Фондом соцзащиты населения Беларуси Владимира Грихутика к перечню выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию. В них сказано, что работодатель должен уплатить с каждой купленной бутылки социальный налог: 34% в ФСЗН, 0,08% в Белгосстрах, а также вычесть по 1% из заработной платы каждого сотрудника. Например, 19-литровая бутылка воды, которая стоит 44 тысячи рублей, подорожает почти на 15,5 тысячи рублей. И эти деньги должны отразиться в зарплате работников.

Исключения в этой схеме есть — налог не нужно платить тем фирмам, в офисах которых нет центрального водоснабжения. Или в том случае, если у фирмы есть заключение Центра гигиены и эпидемиологии о том, что вода из крана непригодна для питья. Субъективное мнение сотрудников, которые не хотят пить воду из-под крана, считают сырую воду невкусной или грязной, не принимается.

Перечень выплат, с которых не нужно платить соцналог в ФСЗН, еще в прошлом году состоял из 26 пунктов, а с начала 2014 был сокращен до восьми. До этого времени бутилированная вода тоже не входила в этот список. Но многие годы бухгалтеры и юристы организаций руководствовались рекомендацией Фонда соцзащиты, которые содержались в письме от 02.11.2005 №11-7, в котором было указано: «Учитывая, что стоимость бутилированной питьевой воды не относится к видам выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленных в пользу работников, то на нее страховые взносы не начисляются». Бутилированная вода закупается на основании локальных нормативных актов (со ссылкой на ст. 17 Закона «об охране труда») в рамках оздоровительных мероприятий.

А вот в Гродненском областном ФСЗН сообщили, что налоги на приобретаемую бутилированную воду от организаций не поступают и никаких проверок по данному поводу пока не предвидится. По информации гродненских сотрудников ФСЗН, бутилированная вода, как и раньше, относится к расходам организации. Комментировать разъяснения вышестоящего руководства в областном Фонде не имеют права. Поэтому пока неясно, что делать теперь.

Вопросов больше, чем ответов

Если некоторые работники готовы просто смириться с появлением «жидкой премии» в расчетнике, то у бухгалтеров появилось много вопросов. Ведь чтобы полностью соблюдать нормы законодательства, нужно разделить уплаченные налоги за приобретенную бутилированную воду на всех работников в соответствии с количеством употребленной ими жидкости. Вода закупается централизованно в больших бутылях и не выдается стаканами под подпись.

Как организовать учет движения воды из бутылей и кулеров в чайники и кружки работников, в комментариях не упоминается. Видимо, эту задачу каждому работодателю придется решать самостоятельно, чтобы ни одна капля не перешла в доход от Ивана Петровича к Ивану Сергеевичу. Ведь дополнительные выплаты в виде воды будут учитываться при исчислении стажа и заработка работнику при назначении ему пенсии и пособий.

Непонятно и то, на кого записывать ту воду, которая, к примеру, пошла на приготовление чая гостям фирмы, клиентам, которые захотят утолить жажду. В такой ситуации обязательно найдутся работники, которые не захотят получить такую премию. Могут ли сотрудники написать заявление с просьбой не покупать на них воду, тоже не поясняется.

Что с мылом и туалетной бумагой?

Теоретически к излишествам, которыми балуют работодатели своих сотрудников, можно отнести и туалетную бумагу, и жидкое мыло, и бумажные полотенца, и освежители воздуха, и чайники с микроволновками, кондиционеры, в конце концов. Все это необходимо для личных нужд сотрудников и на качество производственного процесса не влияет. А есть и такие щедрые работодатели, которые закупают своим сотрудникам кофе, чай и печенье. Блага, которые включаются в соцпакет, можно перечислять бесконечно. Руководствуясь логикой чиновников, можно смело включать в список объектов налогообложения даже купленные в офис растения, которые очищают воздух. Ведь чистый воздух, как и прохладу в летнюю жару, и тепло зимой, тоже можно считать бонусом к зарплате.

Шутки шутками, но появляется вполне серьезный вопрос. Организации, испугавшись налога, могут и вовсе отказаться от покупки чистой бутилированой воды, перестанут закупать туалетную бумагу, дезинфицирующие средства, мыло, демонтируют кондиционеры. Если после таких экспериментов работники начнут массово болеть, то Фонду соцзащиты придется тратиться на выплаты по больничным листам. Тогда в Фонде уж точно подсчитают, что дороже — здоровье нации или взятые с нее деньги за выпитую воду — и, возможно, займутся своими прямыми обязанностями — социальной защитой населения, а не изобретением новых способов налогообложения.