Обитель проклятых

Молодой эскулап в очках и усиках посреди стылого леса набредает на готический особняк — лечебницу, где обитает пара сотен родовитых сумасшедших, а персонал не сказать чтобы шибко нормальнее. Рекомендательное письмо потерялось, клетки отворены, несчастных психов поощряют вседозволенностью, пытаясь превратить их в счастливых, а в подвале что-то недобро гремит по ночам. Однако все загадки заслоняет для врача таинственная дама в красивых платьях, к которой хочется подкатить, но на деле невозможно даже прикоснуться.

 

Обитель проклятых / Eliza Graves

 

Режиссер — Брэд Андерсон

В ролях: Джим Стёрджесс, Кейт Бекинсейл, Бен Кингсли, Майкл Кейн, Дэвид Тьюлис, Брендан Глисон, Джейсон Флеминг

 

Молодой эскулап в очках и усиках посреди стылого леса набредает на готический особняк — лечебницу, где обитает пара сотен родовитых сумасшедших, а персонал не сказать чтобы шибко нормальнее. Рекомендательное письмо потерялось, клетки отворены, несчастных психов поощряют вседозволенностью, пытаясь превратить их в счастливых, а в подвале что-то недобро гремит по ночам. Однако все загадки заслоняет для врача таинственная дама в красивых платьях, к которой хочется подкатить, но на деле невозможно даже прикоснуться.

Брэд Андерсон — это тот, кто снял десятилетней давности нашумевшее кино «Машинист», после которого массово заговорили о героизме Кристиана Бэйла — минус тридцать килограмм для роли это вам не шутка. Бэйл там и вправду был замечательный, а вот плавность изложения — не очень, и до конца держало разве только любопытство. «Обитель» смотрится бодрее, размеренно и без особых всплесков выкладывая в красивые интерьеры один козырь за другим: хороший актер, еще хороший актер, отличный актер, очевидный поворот, напряженная сцена, неочевидный поворот… Цементом служит не только прекрасная игра Стёрджесса, динамично вскрывающего для нас тайну за тайной, но и выразительная атмосфера — жизненно необходимая фильму, который снимают по произведению Эдгара По. К счастью, всё как надо: тяжелые двери скрипят, мокрые камни стен смаргивают пламя масляной лампы, молния взрывает ночную мглу синевой в узком окне.

Актерский ансамбль — тоже весомый довод в пользу фильма. Кроме главного героя и престарелых грандов, ожидаемо блистающих, запоминаются и безумный Тьюлис, и многие пациенты (человек-конь! человек-огр! человек-трансвестит!), и даже не слишком одаренная Бекинсейл чрезвычайно хороша с испуганными глазами и в антуражах конца XIX века. К сожалению, ностальгического противостояния «Кингсли — Кейн» почти не демонстрируют, хотя за кадром его явно немало, и это лишает нас львиной доли триллера.

С мешаниной жанров и настроений вообще вышло не очень хорошо, и это единственный зримый минус. Пациентов надо бы жалеть, но местами над ними предлагают смеяться; незримая тяжесть жестокого заведения ощущается, но не так уж долго, к середине уступая более тривиальному экшену. Наконец, первый психиатрический метод жесток, но второй не лучше, а мелькнувший третий так и не выразили вслух, противопоставляя зачем-то первые два, хотя для современного человека они равно нелепы. По крайней мере, «ничью» остроумно зафиксировали в финале. Там же зрителя ожидает единственная по-настоящему великолепная сценарная находка, и за это создателям спасибо: финалы нынче принято прилеплять пластилином, а не пластидом, и исключениям скоро придется рукоплескать. В остальном — достаточно крепкое кино, что практически каждому сгодится: и классика литературы не обидели, и патриархи на экране отметились, и историю залу расскажут не из худших.

Фильм можно увидеть в гродненских кинотеатрах. Расписание сеансов — в нашей афише.


Читайте также: полный список обзоров