Как в Литве реанимировали убыточный консервный завод

Консервный завод в Ужуписе, районе Вильнюса, мог тихо умереть после поющей революции. До того фабрика сотнями тонн выпускала кетчупы, майонезы, маринованные огурцы и капусту, томатный сок, приправы из хрена — и рассылала по всему СССР.

фото Инны Максимчик

Сегодня завод «Гярове», как и 60 лет назад, всё также делает майонезы, кетчупы и остается основным поставщиком социальной продукции в детские сады, школы, больницы Литвы. Однако на международном рынке он известен как производитель приправ, джемов, чаев для магазинов категории «гурман».

Чай похож больше на варенье и продается в небольших баночках, состав его — ягодно-фруктовый, например, из имбиря и облепихи. Лесные ягоды для джемов везут из ближнего приграничья, а зерна для экзотических блюд — из далекой Латинской Америки. Клубнику закупают в Польше, чернику — в Беларуси, а зерна лебеды — в Боливии.

Интернациональные поставки позволяют «Гярове» отправлять свой товар в Россию до сих пор, несмотря на санкции.

Новые продукты появились три года назад. Все начиналось с пяти видов брускетт, постепенно технологи придумывали новые виды продукции. Сегодня на заводе работают 40 человек и выпускают около 200 наименований продуктов.
Директор фабрики Аста Юрениене рассказывает, что варенья, начинки для пирогов и джемы приносят сегодня предприятию основной доход. Вторая категория — производство закусок из экзотических начинок. Главные из них — брускетты с необычными сочетаниями ингредиентов. Их едят, намазывая на хлеб. Как вам рецепт закуски из тунца, сельдерея, белых грибов, кунжута, анчоусов? Есть приправы из лебеды и семян конопли. Оказывается, их делали в старину литовцы в деревнях на побережье страны. Правда, эти закуски в красивых подарочных банках вряд ли понравятся широкому кругу людей — слишком уж специфичным, острым и горьковатым оказалось содержимое этих баночек.

По старинным рецептам здесь варят варенье, однако технологию производства на фабрике не разглашают.

В Беларуси продукция «Гярове» не продается: Аста Юрениене говорит, что знакомство с белорусским рынком пока ограничивается участием в выставках и презентациях.