Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой день

Когда и без того меланхоличный мальчик просыпается со жвачкой в волосах, а потом в течение дня претерпевает пусть не тридцать три, но уж дюжину несчастий точно, всё, что остается ему к полуночи — загадать желание, задувая в одиночестве именинную свечку. День рождения ожидается и без того провальным и отвратительным — так пусть, дорогое мироздание, моя большая счастливая семья тоже познает хоть ненадолго, что такое по-настоящему плохой день. И мироздание отработает на отлично.

 

Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой день / Alexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day

 

Режиссер — Мигель Артета

В ролях: Стив Карелл, Дженнифер Гарнер, Эд Оксенбульд, Дилан Миннетт, Кэррис Дорси

 

Когда и без того меланхоличный мальчик просыпается со жвачкой в волосах, а потом в течение дня претерпевает пусть не тридцать три, но уж дюжину несчастий точно, всё, что остается ему к полуночи — загадать желание, задувая в одиночестве именинную свечку. День рождения ожидается и без того провальным и отвратительным — так пусть, дорогое мироздание, моя большая счастливая семья тоже познает хоть ненадолго, что такое по-настоящему плохой день. И мироздание отработает на отлично.

Прежде всего вспоминается инди-хит «Маленькая мисс Счастье», откуда будто позаимствовали Стива Карелла и лихую динамику. Карелл в роли главы семьи подчеркнуто оптимистичен, выходит из себя, в отличие от остальных, всего единожды, и сквозь все невзгоды предлагает идти улыбаясь и не чертыхаясь. Интересно тут, что ещё не так давно у актера была репутация «последнего комика в Голливуде, что шутит с серьезным лицом» — это мгновенно отсылает к титанам немых комедий: Китону, Чаплину, Ллойду. Как и незабвенный Чарли, Карелл понемногу раскрывает свою многогранность: он уже обласкан отзывами о великолепной игре в грядущей резонансной драме «Охотник на лис». И смотреть на веселого него — одно удовольствие.

Вообще же «Александр» напоминает мультфильмы середины прошлого века — те же одномерной харизматичности персонажи, нечеловеческие скорости и нехитрые перипетии. Да и что, по сути, есть потешное противостояние семьи Куперов и настигающего их злого рока, как не классические салочки Тома и Джерри? К финалу каждый второй член семьи будет выглядеть как потрепанный герой диснеевской постановки — и немудрено, ведь прокатывает ленту киноотдел Disney, спася от забвения немолодую уже одноименную детскую книжку про то, что случаются плохие дни (глубоко!). Тут расширили мораль аж вдвое: «…но жизнь на этом не заканчивается».

«…очень плохой день» не хватает звезд с неба, но это внятное зрелище, знающее цену себе и небольшому хронометражу. Американские комедии привычно уже скопом сбрасывать по-спартански в зловонную яму физиологических глупостей или извинительно вешать глубокомысленный ярлык «потупить покатит», но, например, Crazy Stupid Love с тем же Кареллом — отличное и умное кино. А, например, «Кавказская пленница», защищая которую по инерции, в наших реалиях и горло порвать могут, ничем принципиально от вышеозвученного не отличается: гипертрофированность, шутки-действия, почти мультяшное противоборство в ярких декорациях. Речи нет про целый пласт массовой бездарности, ей сыт не будешь, но пора прекратить делить бесхитростное — или, с равными правами, высокоинтеллектуальное — по национальному признаку. Весь постсоветский массовый кинематограф являет собой выспренную клоаку, как, с некоторыми поправками, и любой другой (хотя постсоветский особо отличился) — разница только в процентах. И островков красивого, толкового, полезного где угодно не слишком-то много — то, что называют Откровением Старджона, по факту просто аксиома вселенской упругости, где ничто хорошее даром не дается. Так что лишнее напоминание в лице «Александра» о пользе оптимизма и твердости духа — это положительное явление, как ни крути. А для детей — еще и веселое.

Фильм можно увидеть в гродненских кинотеатрах. Расписание сеансов — в нашей афише.


Читайте также: полный список обзоров