Когда из Обухово полетим в Турцию? Эксперты о новой авиакомпании в Гродно

Еще одну международную пассажирскую авиакомпанию хотят создать в Гродно. По задумке Минтранса, гродненский перевозчик должен стать конкурентом белорусского монополиста в сфере авиаперевозок — «Белавиа». Правда, наш эксперт уверен: чтобы это случилось, под Обухово должна появиться частная бюджетная авиакомпания.

Что хотят создать на базе действующей гродненской авиакомпании, пока неизвестно. В пресс-службе Минтранса пояснили, что сейчас авиаперевозчику поручено разработать бизнес-план и решить, по каким маршрутам они хотят летать и какие самолеты использовать. В Гродно поручение Минтранса не комментируют. Единственное, что известно — в будущем гродненский авиаперевозчик должен стать конкурентом «Белавиа».

Хороши любые проявления конкуренции, в том числе и создание новой авиакомпании, считает руководитель Научного исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук, хорошо. Но важно, чтобы новая авиакомпания была не клоном «Белавиа», а стала частной и бюджетной.
— У нас лоукостеров практически нет, мало их в России и Украине. Сейчас этот сегмент рынка востребован в Беларуси. Сам бог велел развиваться в этом направлении. Но проект должны разрабатывать частные предприниматели, у которых есть знания и опыт. В свое время так сделала «Райэнэйр»: из небольшой частной компании она стала одним из мировых лидеров, — пояснил эксперт. — Если проектом будут заниматься формально, вероятность провала велика. С другой стороны, может получиться такой вариант — создадут парк самолетов и инфраструктуру, а потом приватизируют, что тоже не исключено.

Экономист также опасается, что создание новой авиакомпании в Гродно, если она будет государственной, может стать способом отягощения местного бюджета.

Сейчас из Гродненского аэропорта пассажирские самолеты летают лишь летом — в Калининград. Вообще же авиарейсы осуществляет «Белавиа».

Между тем здесь новость о создании еще одной пассажирской авиакомпании стала сюрпризом.

— Для выполнения международных пассажирских перевозок нужны современные самолеты, а стоят они дорого: один «Боинг» — 60 млн долларов, «Эм брайер» — 36 млн долларов. Кроме того, нужен персонал, система продажи и бронирования билетов. Необходимо определиться, кого и куда будет перевозить авиакомпания. На это потребуется много времени, — пояснил заместитель генерального директора по маркетингу и внешнеэкономической деятельности ОАО «Авиакомпания «Белавиа» Игорь Чергинец.

Справка «ВГ»
В то же время уже сейчас в нашем аэропорту есть все, чтобы осуществлять регулярные или хотя бы чартерные рейсы: аэродром, взлетно-посадочная полоса, оборудованная по европейским стандартам и позволяющая принять практически любые самолеты до 191 тонны включительно — например, «Боинги», все типы вертолетов. Есть службы таможенного, ветеринарного и фитоконтроля, современная техника, рассказал исполняющий обязанности начальника Гродненского филиала РУП по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения «Белаэронавигация» Роман Ялошевский. Есть и самолеты, но летают они, по словам нашего собеседника, не у нас, а в России, поскольку из-за малого пассажиропотока использовать их здесь нерентабельно.

В тему

Гродненский аэропорт включен в свободную экономическую зону. В июле 2013 года им заинтересовались создатели европейской логистической сети Baltic.AirCargo.Net. Тогда предполагали создать логистический центр для обслуживания, обработки и доставки грузов воздушным, железнодорожным и автомобильным транспортом. Для строительства объекта на территории СЭЗ «Гродноинвест» был выделен участок площадью 25,6 га. Проект оценили в 30 миллионов евро. Кроме того, в создании транспортно-логистического центра в районе аэропорта заинтересована крупная китайская корпорация, которая специализируется на реализации инфраструктурных проектов.