«Нет бриллиантов – ну и черт с ними!» Режиссер Олег Жюгжда о Демоне, клонировании и жене-талисмане

Главного режиссера Гродненского театра кукол Олега Жюгжду хотят «клонировать» театры из Польши, России, Литвы, Украины. Архитектор слез и смеха живет на чемоданах и «разрывается» между городами. Однако сам он считает, что лучший спектакль еще не создал. «Поймать» Олега Олеговича в Гродно удалось между возвращением из польского Жешува и поездкой в российский Екатеринбург.

 Главного режиссера Гродненского театра кукол Олега Жюгжду хотят «клонировать» театры из Польши, России, Литвы, Украины. Архитектор слез и смеха живет на чемоданах и «разрывается» между городами. Однако сам он считает, что лучший спектакль еще не создал. «Поймать» Олега Олеговича в Гродно удалось между возвращением из польского Жешува и поездкой в российский Екатеринбург.

На днях в польском городе Жешуве прошла премьера вашего спектакля «Белый брак». Знаю, что сейчас работаете над постановкой в Екатеринбурге и еще готовите премьеру у нас в Гродно. Как получается «разрываться» между Беларусью, Россией и Польшей?

— Да-да. Меня периодически пытаются разорвать. (Улыбается.) У польских коллег появилась такая идея: давайте мы вас клонируем, предложили они. А что делать? К сожалению, нам дается только одна жизнь и нужно как можно больше работать: не для того чтобы успеть, а потому что это интересно!

Олег Олегович, благодаря вам гродненский театр кукол хорошо знают в Европе и России. Условно вас можно назвать нашим брендом! Почему до сих пор сохранили верность Гродно?

— Кроме того что меня активно приглашают ставить спектакли, еще и растаскивают во все стороны. Предлагали стать руководителям театра в Польше и художественным руководителем театра в России. Действительно, хорошие предложения, но в Гродно я уже четырнадцать лет. Многих актеров театра брал на работу, занимался их творческим ростом и воспитанием. Они мне верят, и я им верю, — это как семья, которую не бросишь. (Улыбается.)

Над какими спектаклями сейчас работаете?

— Сейчас уезжаю в Екатеринбург, ставлю там «Ромео и Джульетту». В Гродно год должен завершиться премьерой «Демона». Я хотел сделать спектакль к 200-летию со дня рождения Михаила Лермонтова. С детства мы любили и воспитывались на «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом». Тем более поэму «Демон» моя мама знала практически наизусть! И я до сих пор помню, как Шаляпин исполняет оперу Антона Рубинштейна. Это огромный пласт в классической культуре, и нельзя было пройти мимо. Поскольку мы в театре кукол, я решил поставить не маскарад на бытовом уровне, а все-таки «Демона», где основное внимание уделяется фантастике. Мы сейчас собираем металлическую посуду для спектакля, — хотим сделать красивый грузинский стол с фруктами и серебряными кувшинами. Действие будет разворачиваться на таком неспешном пиру. (Разводит руками.)

Ваша жена Лариса Микулич, актриса театра кукол, играет во многих ваших спектаклях: и в знаменитой «Пиковой даме», и в «Фаусте». В «Демоне» мы тоже ее увидим?

— (Пауза с улыбкой.) Есть такое понятие… как талисман. Лариса — такой талисманчик. Хоть что-то, но она должна сделать в этом спектакле.

Олег Олегович, жену на сцене сложнее воспитывать, или она уже понимает, что вам нужно?

— Это сложно, потому что репетиции не закачиваются в театре — они переносятся домой. Иногда мы спорим: я требую от нее того, что не требую от других актрис, — она моя жена и должна соответствовать. (Улыбается.)

Успех «Пиковой дамы» (спектакль получил около 20 международных наград и национальную театральную премию в 2013 году) помогает или мешает?

— В плане рейтинга моего и Ларисы помогает: все говорят: «Ах, это те самые? Ах-ах-ах». (Смеется.) С другой стороны, после такого успеха все ждут еще чего-то гениального, но нельзя каждый год плодить шедевры при всем желании. Хотя для меня, скажем так, он далеко не идеальный.

Олег Олегович, у вас двое детей, оба выбрали творческую профессию. Как вы относитесь к тому, что они пошли по стопам родителей, и как оцениваете успехи?

— Наши дети испытали все радости актерской семьи: жизнь в гостиницах, обеды в ресторанах, актеры вместо нянечек. Сына Даниила мы всегда брали на гастроли. Тогда было сложное время, но мы даже ухитрялись придерживаться режима: он спал на ящиках с декорациями за кулисами, пока мы играли третий спектакль за день. (Улыбается.)

Сын уже окончил Академию искусств в Минске. Он режиссер телевидения, а конкретнее — мастер анимации. Когда я создаю спектакли с медиавставками, Даниил мне делает всю компьютерную анимацию. Дочь Аглая только перешла на второй курс в Академии театрального искусства в Санкт-Петербурге. Она учится на режиссера театра кукол. Пока оценивать ее успехи трудно — можно окончить обучение, но не быть в профессии. Это, конечно, финансово не престижная профессия, потому что тратишь себя больше, чем получаешь.

В могилевском театре. Спектакль «Дракон».

В 26 лет вы уже стали главным режиссером театра кукол в Могилёве, были самым молодым режиссером в Советском Союзе. За годы карьеры поставили более ста спектаклей. От успеха когда-нибудь кружилась голова?

— Я всегда отношусь к себе скептически: знаю, что могу сделать лучше. Если мне понравится собственный спектакль — можно заканчивать с режиссурой! (Пауза.) Меня недавно обозвали перфекционистом. (Смеется.) Я так на все это посмотрел и подумал: да, хочется создать идеальный спектакль. Но человеческий фактор мешает — нельзя заставить думать и видеть, как ты. Шаг влево, шаг вправо — и спектакль может быть гениальным, но уже не идеальным.

Если в вашем насыщенном графике появляются свободные дни, как любите их проводить?

— Можно поехать на дачу. Я сделал себе подарок к 50-летию — сдал на права. (Улыбается.) Можно поехать в лес за грибами. Можно включить любимый фильм и с удовольствием пересмотреть. Например, «Пятый элемент» Люка Бессона можно сколько угодно смотреть и всегда замечать новые вещи.

Что желаете гродненскому театру кукол в будущем?

— Конечно, хочется, чтобы театр шел вперед, выступал на новых фестивалях в новых странах. Хочется, чтобы приходили новые актеры. Надо признать, театр у нас стареет. Это все-таки не драматический спектакль, где меняешь амплуа девочки на даму, а потом дамы — на старушку. Хорошо, если есть ширма, можно сыграть тот же спектакль и в 35 и 60 лет, но тем не менее зритель ждет молодую энергию. Хочется, чтобы приходили молодые актеры, такие же ненормальные и «свихнутые» на театральной почве, как мы!

Сейчас актеры другие?

— Звездная система в сериалах, где быстрые и большие заработки, нивелирует профессию актера. В последнее время молодые люди становятся расчетливее: сразу спрашивают, где будут жить и сколько получать. Помню, когда мы ехали в могилевский театр после распределения, нам было все равно, где будем жить и сколько получать. Мы ехали в театр! Знали, что будем творить и менять мир. Другое дело, что мир постарался изменить нас. (Улыбается.) Но тем не менее мы занимались любимым делом! Сейчас актеры живут лучше, чем в советское время. Мы не ограничены в еде и в одежде: нет бриллиантов, но и черт с ними — не всем они идут!

Справка «ВГ»

Олег Жюгжда родился 13 сентября 1961 года в городе Вильнюсе. Окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт (1983), Ленинградский институт театра музыки и кино им. Н. Черкасова (1990). В Гродненском областном театре кукол работает с 2000 года. Режиссер ставит спектакли в других театрах в Беларуси, России, Польше, Болгарии, Словакии, Литве, на Украине. Его спектакли — желанные гости на престижных фестивалях, а Гродненский областной театр кукол — один из самых гастролирующих в республике. Лауреат и дипломант международных фестивалей. Олег Олегович награжден медалью Франциска Скорины
(2011 г.), является обладателем приза Белорусского союза театральных деятелей «Хрустальный ангел» — «За вклад в развитие белорусского театра кукол» (2008 г.) и премии имени Александра Дубко областного исполнительного комитета как «Режиссер года»
(2012 г.). В 2014 году Олег Жюгжда был номинирован на российскую премию «Золотая маска» за лучшую работу режиссера в спектакле Рязанского театра кукол «…и наказание» по роману Ф. М. Достоевского.