Пышки возьмут в велосипедное кольцо

В Пышках началось прокладываение асфальтированной велодорожки, которая в будущем станет частью веломаршрута из Гродно до Друскининкая через погранпереход «Привалка».

На велодорожке в Пышках уже положили асфальт. Фото Натальи Корнеевой

Мы решили узнать, как идет большая стройка, и отправились в лесопарк. Вместе с нами по новому пути прошли велоактивист из Гродно Олег Криушин, координатор проектов минского велообщества Павел Горбунов и проектировщик велосипедной инфраструктуры из города Щецин (Польша) Бартош Скужевский.

Велодорожку «впишут» в ландшафт

По проекту, кольцевая велодорожка протяженностью 5,4 км начинается и заканчивается в районе улицы Фестивальной возле входа на «Тропу здоровья». Она идет параллельно ей, проходит мимо областной больницы, вдоль оврагов (Меловые горы), Синьки и Зеленки, к форту №13, санаторию «Жемчужина», мимо водозабора и далее по берегу Немана. Строительные работы должны закончить к 31 октября 2014 года.

Кажется, будто велодорожка вписана в природный ландшафт: она очень извилистая, на ней много крутых поворотов и склонов. Проложена она в обход деревьев и кустарников так, чтобы максимально сохранить природу.

Правда, на многих деревьях сбита кора. Видимо, строители повредили их крупногабаритной техникой, когда расчищали земляное полотно. Кое-где, считают велоактивисты, для безопасности велосипедистов и пешеходов нависшие над велодорожкой деревья следовало бы убрать.

— Они должны быть дальше от велодорожки, так как на внутренних поворотах можно зацепиться, но каких-либо норм по этому поводу нет, — говорит Олег Криушин.

Велосипедистов и пешеходов нужно разделить

Велоактивисты считают, что строящаяся велодорожка, как и «Тропа здоровья», спровоцирует конфликт между пешеходами и велосипедистами.

— Дело в том, что по нормам ширина велодорожки должна составлять 2,5 метра в двухстороннем направлении, и в данном случае они соблюдены. Но если по ней будут ходить и пешеходы (которых мы, кстати, на своем пути встретили немало. — Прим. авт.), дорожку нужно делать шире — до 4,5 метра. Более того, велосипедный и пешеходный потоки должны быть разделены не просто белой линией, а хотя бы небольшой зеленой полосой, — поясняет Олег Криушин.

Кстати, в Польше, добавляет Бартош Скужевский, ширина самой велодорожки должна быть не менее двух метров (если она идет в двух направлениях), причем она отделяется от пешеходной газоном шириной 70 см. Там, где сделать это не получается, вело- и пешеходную зоны выделяют разными цветами или с помощью разных материалов: к примеру, велодорожку асфальтируют, а тротуар выкладывают плиткой. Либо еще один вариант — велодорожку делают на проезжей части.

Дорожку будут топить?

Сейчас заасфальтирована только часть велодорожки, которая идет вдоль областной больницы, мимо санатория. Асфальт заканчивается на спуске возле водозабора. Но уже сейчас очевидно, что после дождей в некоторых местах, где уклонов нет, будет застаиваться вода.

— По нормам продольный уклон дорожки должен составлять 6 см на 1 метр, поперечный — 1,5–2 см на метр. Что касается водостока, ливневки на велодорожке, в нормах это не прописано, — пояснил Олег Криушин.

В то же время в Польше, несмотря на то что таких норм тоже нет, водостоки в проектах предусматривают. Как правило, делают большие уклоны. А на велодорожке в Пышках уклоны не предусмотрели.

В тему

От Друскининкая к Райгардасу, то есть фактически к белорусской границе, протянуто около 20 км велодорожек. Часть из них еще из советского времени, асфальт среди леса покоробился и местами вздыбился от корней. Как рассказал начальник отдела инвестиций самоуправления Друскининкая Альгис Свирскас, реконструировать велодорожки собираются постепенно, привлекая средства Евросоюза. Сейчас одновременно с гродненской стороной в рамках совместного проекта вдоль Немана прокладывают около 5 км современного покрытия. Асфальт кладется на «подушку» из гравия и песка. Будут оборудованы беседки и спуски к причалу, появятся скамейки и биотуалеты. Специально для этого проекта уже купили «веселый» поезд, который будет катать туристов. Наши соседи собираются некоторые велодорожки в будущем оборудовать бордюрами и укрепить покрытие, чтобы в лесу можно было устраивать ралли.

Справка «ВГ»

Строительство велодорожки от лесопарка Пышки до Друскининкая длиною 30 км ведется за счет средств, выделенных Евросоюзом в рамках проекта Международной и технической помощи Литва — Латвия — Беларусь. Вдоль дорожки будут установлены специальные туристические знаки, карты с обозначенным маршрутом, появятся двенадцать благоустроенных мест отдыха.