Машина времени: Послевоенные мальчишки играли в ножички и катались под рамой

Сорванцы набивали шишки, обдирали коленки, получали синяки в самых неожиданных местах, но лучше, чем родной двор и испытанные друзья-приятели, не было ничего. Продолжаем путешествие во времени, начатое в публикации «Секреты гродненских дворов».

Построение снежной крепости. 1972г. Фото Виктора Харитонова

Энергия ребятни середины прошлого века выплескивалась во дворе. Там всегда находилась компания, чтобы поиграть в футбол, чехарду, прятки, скрестить клюшки. Подвижные игры развивали смекалку, ловкость, закаляли характер.

Из чего же сделаны мальчишки?

Послевоенные пацаны завели моду во дворах играть в битку и ножички. Среди множества вариантов игр в ножички наиболее распространенной была так называемая «земля». На ровной площадке чертился круг, разделенный на сектора («землю») по количеству играющих. С помощью считалки определяли первого, который, стоя на своей земле, кидал ножик так, чтобы тот воткнулся в соседнюю «территорию». По направлению лезвия ножа проводилась черта до границ участка, и этот кусок чужой земли присоединялся к наделу бросавшего. Выбывал из игры тот, кто не мог простоять на своей земле три секунды.

Еще одно «воинственное» приспособление — рогатка. Стреляли мелкими камешками, твердыми незрелыми вишнями, сливами. Ее делали из ветви кустарника, в основном орешника, которая имела рогатину, к обоим концам ее привязывалась резинка. Предпочтение отдавалось вырезанной из медицинского жгута. К резинке прикреплялся кусочек кожи — и «оружие» готово к «бою». Мишени были разными: от пустых бутылок до… оконных стекол.

Метр с кепкой — уже Яшин

Лето не обходилось без всевозможных подвижных игр с мячом. Футбол по популярности стоял на первом месте. На любой ровной площадке ставили две пары камней, которые изображали ворота, детвора делилась на две команды — и вперед. Обычно все хотели быть нападающими, но никто не желал становиться в ворота. Лишь когда наступила эра легендарного вратаря Льва Яшина, большинство мальчишек возжелало стоять в воротах — и обязательно в кепке, напоминающей знаменитую яшинскую.

Большой популярностью пользовались казаки-разбойники, жмурки, прятки, салочки, пятнашки, чехарда, лапта, городки — игры, о многих из которых нынешняя ребятня и слыхом не слыхивала.

Вместо коньков — валенки

Зимой любимым занятием было катание на санках и коньках. Коньков с ботинками, таких как сегодня, не выпускали. Коньки были иногда с самодельными полозьями, иногда «Снегурочки» с загнутыми концами, а некоторым счастливчикам покупали беговые. Их привязывали шпагатом или бечевкой к валенкам.

В первые годы после войны настоящий каток в городе был один — на улице Дзержинского, поэтому катались на любых замерзших прудах и лужах.

Несмотря на бедность, родители обязательно старались купить ребенку велосипед. Так что в средних и старших классах велики имелись у многих. Порой сидели и на багажниках, и на раме — по нескольку на одном велосипеде. Чаще всего это были «взрослики», и младшим школьникам сначала приходилось кататься «под рамой». В седьмом классе школы довелось в первый раз оседлать велосипед с мотором. Друг показал, как переключать передачи, а как остановиться, сказать забыл. Разогнался я по улице Тимирязева, а затормозить не получается. «Повезло», что на пути встретился забор зоопарка — вот он и послужил «тормозом».