Пенсионерка два года прячется от дочери в лесу

Уже два года гродненка Гульзар живет в Пышках, в своей однокомнатной квартире она только ночует. Пенсионерка боится, что в любой момент дочь на нее может накинуться с кулаками. Однажды дело даже дошло до суда…однако скандалы в доме не прекратились.

Так и сидит Гульзар у реки все дни с утра до вечера. Фото Сергея Людкевича

— Мы с Гульзар познакомились на берегу Немана. Она сидела на лавочке в десять часов вечера. «Вы не боитесь быть одна в лесу?» — спросила я. А она отвечает: «Я здесь с 8 утра до 12 ночи каждый день. У меня такая жизнь, что я хочу прыгнуть в реку», — рассказывает учительница Ирина знакомая Гульзар, когда мы встретились с ними в Пышках.

Гульзар Алиевна сидела, опустив голову, тихонько перебирала пальцами и молча слушала свою новую подругу.

«Швырнула меня об ванну»

Около 40 лет пенсионерка не жила с дочерью Еленой. По словам Гульзар, муж отсудил малышку в трехлетнем возрасте во время развода. До 2012 года Елена жила в Мостах. Иногда они виделись, когда мама приезжала встретиться с дочкой.

— Два года назад дочь приехала с двумя детьми и с вещами ко мне. Сказала, что муж избивает и деваться им некуда. Она хорошо со мной обращалась, пока я ее не прописала в свою квартиру. Потом начались скандалы. «Я тебе отомщу, я тебе невыносимую жизнь создам, ты у меня быстро вылетишь из этой квартиры», — грозила. В 2012 году она меня избила: голова побита, синяки по всему телу. Швырнула меня об ванну, — рассказывает Гульзар.

Пенсионерка обратилась в суд: дочь получила штраф — один миллион рублей. Смягчающее обстоятельство — чистосердечное признание. Гульзар Алиевна показала решение суда, по которому дочь Елена признана виновной в совершении правонарушения (ст.9.1 КоАП РБ – умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия). После этого происшествия женщина стала жить в лесу.

— Я здесь и в дождь, и в мороз, в любое время года. Вся моя жизнь в этих двух сумках: здесь и сменное белье, и теплые штаны, и еда. Дома мне места нет, я как тень в своей квартире. Прихожу переночевать, сплю с сумкой, чтобы деньги остались целы. Никто не обращает на меня внимания. За коммунальные услуги плачу я. В июле отключила домашний телефон от станции, потому что счет пришел на 1,2 миллиона и мне его пришлось оплатить с пенсии. Она меня снова начала бить и водой обливать. Я среди ночи побежала в милицию, — говорит бабушка с глазами, полными печали.
Гульзар Алиевна показала нам свое любимое место — лавочку на крутом берегу, откуда она подолгу любит смотреть на реку.

— Мне хочется спокойствия, чтобы жить отдельно. Уже два года стою на очереди в Дом ветеранов на улице Фомичёва, но пока только седьмая. Пусть они (дочь и внуки) остаются, а я уйду, — говорит пенсионерка.

Так Гульзар Алиевна ушла и от нас: еле слышно, ссутулившись, взяв в обе руки свои сумки.

«Нам хорошо вместе, без нее, конечно»

Дочка Елена говорила много, часто сбивалась, жаловалась на тяжелую судьбу и нахваливала себя как заботливую маму. Елена не отрицала, что не интересуется, что происходит с Гульзар.

— Мы с ней не общаемся, закрываем глаза на то, что она делает, что говорит, — это уже никому не интересно. Всю жизнь человек жил для себя, а у моей семьи девиз «один за всех и все за одного». Даже если денег нет, даже если плохо, но в душе зато нам тепло и хорошо вместе: нам троим, без нее, конечно, — рассказала Елена. — Сначала я приехала к ней по-человечески, с добром, с подарками…

— Почему же дело до суда дошло? — поинтересовалась я.

— Милиция не нашла даже никаких телесных повреждений. Я просто замахнулась, когда она на кухню лезла и говорила, что мы тут все заняли, захламили. Я ее толкнула, чтобы не мешала. Суд меня оправдал, и она заплатила миллион штрафа, — поделилась своей версией дочь. После этих слов стало понятно, что женщина обманывает.

Елена действительно не платит за коммунальные услуги, говорит: «Она не дает оплачивать, хоть чем-то хочет помочь нам». В разговоре обеих женщин почти не слышно слов «мама» или «дочка», есть только «она».

Скандалистов будут отселять в ночлежку

Сегодня Гульзар Ризаева ищет спасения во многих инстанциях. После недавнего скандала она снова обратилась в милицию и Центр социального обслуживания населения Ленинского района.
Как сообщил первый заместитель начальника ОВД администрации Ленинского района г. Гродно Алексей Алдошин, в начале августа заявление Гульзар о создании невыносимых условий проживания со стороны дочери зарегистрировано в РОВД. Сейчас идет проверка.

Приструнить домашних скандалистов стало немного проще благодаря закону «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», который вступил в силу 4 января 2014 года.

— Нарушителя семейного спокойствия могут выселить из дома, где он проживает, на срок до одного месяца, если он был привлечен к административной ответственности (при наличии постановления суда) за нанесение телесных повреждений, оскорбление или мелкое хулиганство. Что еще необходимо доказать, — объясняет юрист кризисного отделения Центра социального обслуживания населения Ленинского района г. Гродно Майя Тесловская.

…уже даже есть куда

Интересно, что для домашних «агрессоров» в Гродно уже выделили жилье, куда в случае нарушения спокойствия их будут отселять.

Как рассказала директор Центра социального обслуживания населения Ленинского района г. Гродно Валентина Шабаль, с июля две комнаты в городском доме ночного пребывания горисполком отдал под временное жилье для домашних скандалистов. В центре же надеются, что новые меры остудят пыл бузотеров.

В то же время кризисных комнат для таких, как Гульзар Алиевна, в городе нет. Социальные квартиры предоставляются людям, у которых, к примеру, сгорел дом. Если же есть жилье, рассчитывать можно только на свои силы.

Мнение юриста

Как выселить домашних тиранов навсегда

По словам адвоката юридической консультации Октябрьского района г. Гродно Жанны Бобко, выселить человека с постоянной регистрацией за невозможностью совместного проживания можно согласно ст. 85 п. 1 ч. 4 Жилищного кодекса РБ. Для этого необходимо в течение года не менее трех раз привлечь нарушителя домашнего спокойствия к административной ответственности. Затем агрессора необходимо предупредить о возможности выселения без предоставления другого жилого помещения. Если же он еще раз нарушит спокойствие домочадцев, то собственник или наниматель жилого помещения имеет право заявить иск в суд о выселении.