Машина времени: Битломания, или По следам гродненских музыкантов

В первой половине 60-х годов в молодежной среде произошла «культурная» революция. В мировом масштабе ее произвела четверка раскованных парней, которая называлась The Beatles. Их музыка, стиль исполнения, одежда, прически, взгляды на жизнь оказались магически притягательны для послевоенного поколения.

Александр Савчиц (слева) с друзьями. Конец 60-х гг. Фото Александра Ершова

Гродно. Мелочи жизни

Этот цикл публикаций – итог многолетнего кропотливого труда гродненского историка и краеведа Виктора Саяпина по сбору материалов и документов, отражающих жизнь гродненцев в первые послевоенные годы. Восстанавливался город, оживали промышленность, культура, наука, спорт. Каково приходилось простому человеку, как и где он трудился, учился, проводил свободное время, во что одевался, в какие магазины ходил и что в них покупал?

Впервые узнал, кто такие «Битлы», в январе 1964 года. Мой одноклассник Николай Качура рассказал о ливерпульской четверке и дал почитать польский журнал «Przyjaciolka». С фотографий на меня смотрели четверо веселых молодых людей, одетых в строгие костюмчики, белоснежные рубашки с галстуками. Обращали на себя внимание непривычные прически. Вскоре выяснилось, что есть другие западные бит-группы: The Rolling Stones, The Animals, The Shadows.

Запретный бит

Вторая половина 60-х — начало 70-х гг. — пик популярности бытовых магнитофонов. С их помощью записывали и перезаписывали с пластинок хиты западных рок-групп, песни Владимира Высоцкого. Каждый молодой человек стремился обзавестись магнитофоном. А еще «спасал» радиоприемник, который принимал на длинных волнах первую программу польского радио. Ежегодно с началом лета радиоканал транслировал программу «Лето с радиоприемником». Все с нетерпением ожидали, когда ведущие начнут рассказывать о наиболее популярных «пшебоях», представлять их еженедельный рейтинг. Но самое главное — каждый день можно записывать на магнитофон любимые песни!

На католическое Рождество польский телевизионный канал обязательно показывал какую-нибудь развлекательную программу с участием известных западных бит-групп и солистов. Некоторые фанаты даже пытались делать фотоснимки кумиров с телеэкрана.

Постепенно увлечение «Битлами» в городе стало повальным. Молодежь стала копировать одежду, прически, всех охватил гитарный бум. Со этим боролись и власти, и родители, и школа, и комсомол, но… они только усиливали интерес к запретному плоду.

«Битники» Андрей Крутько и Валерий Румянцев. 1965г. Фото Валерия Румянцева

 

Рок на рогатых гитарах

Самодеятельные бит-группы как грибы после дождя «произрастали» в школах, училищах и техникумах. Вокально-инструментальные ансамбли (ВИА) — это неординарное явление 60-х годов. Вначале они копировали суперпопулярных The Beatles, затем обрели свою индивидуальность.

В те годы бит-группа Александра Савчица являлась в Гродно бесспорным лидером. Конкуренцию им могли составить разве что ВИА Игоря Пармоника из клуба строителей, да еще «Лира» из музпедучилища. Студентам, правда, приходилось держать репертуар в «ежовых рукавицах». Ведь выступали они в основном на танцевальных вечерах в училище. И лишь на репетициях «отрывались по полной программе».
Репетировали доморощенные музыканты где придется: во дворах, сараях, на квартирах, чердаках… Гитары строгали из досок — «рогатые», треугольные. Бит-группы носили самые разные названия: The Rhythms, Santo de Grodno, «Марсиане», «Меридиан», «Лира» и т. д. Некоторые из них так и остались малоизвестными, другие же стали очень популярными в городе. В среде гродненских музыкантов бытовала такая поговорка-куплет:

Гитаристы нынче в моде

И играют от души.

И хоть «Битлз» сейчас в почете,

Чем же мы не хороши!

 «Джентльменский» набор меломана. 1972г. Фото Виктора Харитонова

 

Композиторы из нашего двора

В нынешнем году исполняется ровно 50 лет с тех пор, как в городе произошло событие, всколыхнувшее молодежь, а его герои — старшеклассники средней школы №10 — вошли в историю гродненской рок-музыки. Тогда впервые состоялось выступление первой бит-группы. Лидером ее был Александр Савчиц. Он создал первый в городе музыкальный коллектив, исполнявший рок-н-ролл. В его составе играли Михаил Якимчук, Константин Дрындрожик, Андрей Панцевич, Михаил Гуленин. Выступали ребята в школах, клубе строителей на улице Карла Маркса. Вскоре в состав вошел Владимир Кондрусевич — в дальнейшем известный композитор.

Но, к великому сожалению, до нынешнего юбилея патриарх гродненского бит-движения Александр Савчиц не дожил. Несколько месяцев назад он тихо и незаметно ушел от нас навсегда.
По воспоминаниям гродненских старожилов, семья Савчиц в начале 60-х жила в доме за памятником Элизе Ожешко. По соседству — Сашины одноклассники, и молодежь, естественно, собиралась в сквере, где памятник. В те годы это был маленький уютный уголок города, обнесенный со всех сторон металлической оградой. Там, очевидно, и пришла кому-то в голову мысль назвать созданную бит-группу «Дети Элизы». Затем придумывали и другие названия: «Марсиане», «Гуроны», «Городняне».

Из уст самого Александра Савчица услышать рассказ об этом событии не удалось. Записала его воспоминания журналистка Ирина Чернявка 11 лет назад:

«Они, девяти-, десятиклассники, названия своему ансамблю еще не придумали. Первое их выступление в 64-м стало скандалом музыкального вечера в гродненской школе №10. Инструменты и аппаратуру ребята тайно внесли на сцену актового зала во время перерыва в концерте на школьном вечере. Это был фурор! Представьте: занавес открывается, и несколько тощих пацанов как завизжали рок-н-ролл! Учителя на первых рядах остолбенели, опомнились только во время второй песни, позвали комсомольцев, и те вышвырнули всех на улицу вместе с инструментами».

 ВИА «Лира». 60-е гг. Фото Александра Ершова

 

 

Андрей Крутько и Николай Паньковский. 1968г. Фото Валерия Румянцева