Украина уходит в Европу, Майдан остается

Майдан все еще живет в сердце Киева. Первые попытки нового мэра Виталия Кличко разобрать баррикады и перенести с Крещатика и площади Независимости палаточный город пока не нашли понимания со стороны гвардейцев региональных сотен. Уходить с Майдана сотни решительно отказались.

А вокруг светская жизнь уже обнимает этот живой мемориал витринами Zara, в ближайшем пивном ресторане в шаге от полевых кухонь заняты все места. Только длинные очереди на избирательных участках в воскресенье, 25 мая, девушки в венках из маков и желто-голубые флажки на машинах остаются в городе внешними признаками революции самоосознания, которая произошла в стране. На Майдан киевляне больше не носят массово деньги и продукты, но частная жизнь в столице по-прежнему наполнена лозунгами и болью.

 

Сейчас можно быстро отмыть свою биографию и быстро лишиться всего

Предвыборная президентская кампания на этот раз прошла бюджетно и без пафоса. Среди 23 кандидатов в президенты выделялась пятерка лидеров, параллельно в Киеве выбирали и мэра города.

Избирательные бюллетени напоминали бумажные простыни, где-то внизу, по алфавиту, стояла строчка «Пётр Порошенко». Только по длинным очередям можно было заметить предвыборные участки. Утром 25 мая голосовать устремились пенсионеры, к вечеру в город вернулись пробки — выехавшие на природу или на дачи спешили к избирательным урнам, многие не успели.

— Вы понимаете, что именно теперь организовывается политическая нация? Сейчас можно отмыть свою биографию и быстро лишиться всего, даже свободы, если вы сотрудничаете с врагами, — заместитель министра внутренних дел Владимир Евдокимов говорит на русском.

Русская речь в Киеве звучит повсюду, но это не значит, что киевляне не переживают события на востоке. Даже застолья теперь не обходятся без политики. Из охваченных беспорядками районов вывозят родственников.

 

Как Украина будет интегрироваться в Европу

Выборы президента на Украине 25 мая прошли в один этап. По данным ЦИК, «шоколадный король» Пётр Порошенко набрал 54,7% голосов избирателей. Явка побила все рекорды. Основной мотив избирателей — Украине нужен сильный руководитель, способный на решительные действия.

Выборы в один тур имеют и другое очень важное значение: легитимный президент — шанс для Украины участвовать в экономической интеграции в Европу.

Соглашение о политической ассоциации было подписано сразу после трагических событий на Майдане, 21 марта. С тех пор Украина до 1 ноября может беспошлинно ввозить в страны ЕС свои товары.

— Это временная мера, после чего мы надеемся, что вступит в силу именно экономическая часть соглашения, — рассказал «ВГ» пресс-атташе Еврокомиссии в Украине Дэвид Стулик.

Ожидается, что 27 июня три страны — Грузия, Молдова и Украина — на саммите ЕС подпишут соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Полная ассоциация даст им право не только на политическую, но и экономическую интеграцию. Правда, эффективность ее будет зависеть от изменений, которые должны произойти в этих странах.

В частности, по словам Дэвида Стулика, на Украине должен быть создан антикоррупционный комитет. Что касается зоны свободной торговли, то она полноценно заработает только через 10 лет, чтобы дать время для трансформации тем секторам, которые не готовы к стандартам ЕС. Тут придется уже украинской экономике вложить определенные средства, но это не растраты, а инвестиции.

— Украина должна будет играть по европейским правилам. Суть торговой части именно в том, что, если Украина вступает в зону свободной торговли с ЕС, она больше не сможет вступать в другие объединения, где теряет свой суверенитет. То есть если она захочет стать членом Таможенного союза, например, она не сможет самостоятельно определять таможенные ставки и так далее. Конечно, это кому-то не нравится, ведь Таможенный союз — другой вектор, — говорит Дэвид Стулик.

В итоге на протяжении десяти лет в Украине должна быть создана такая же бизнес среда, как в странах — членах Евросоюза. Европолитики крайне осторожны:  мы даем инструмент, необыкновенный импульс, но проводить реформы, вкладывать в модернизацию — это зависит от самой Украины.

Дэвид Стулик приводит конкретный пример. Производители кисло-молочной продукции не готовы пока продавать в страны ЕС. Но ведь можно взять кредит, вложить собственные средства. Когда начнет работать свободный рынок, перед украинским бизнесом откроется полмиллиарда не самых бедных покупателей.

Что касается уже озвученной материальной помощи, в целом одобренный пакет составляет 11 миллиардов евро в виде кредитов на 15 лет. Из них  30 апреля совет директоров МВФ одобрил предоставление Украине двухлетнего кредита $17,01 млрд для поддержки экономической программы украинского правительства по восстановлению макроэкономической стабильности и обеспечению экономического роста. 7 мая Украина получила первый транш кредита МВФ в размере  около 3,19 млрд долларов. 13 мая выделили еще 1 млрд евро в качестве макрофинансовой помощи. В соответствии с подписанным меморандумом планируется переслать его двумя траншами по 500 млн евро.

Кроме того, Евросоюз уже заплатил за мобильные лаборатории качества, которые должны тестировать продукцию на соответствие стандартам ЕС. Правда, их эффективность  в смутные времена еще придется доказать.

 

Суровые лица возле буржуек

Мы спускаемся к Майдану ночью от Бессарабского рынка прямо к президентскому дворцу и дому с химерами, проход свободен. Охранники не спрашивают документы и не останавливают прохожих. От Госпитальной улицы доносится четкий запах мусора и покрышек, ржавой проволоки. Баррикады возле моста еще не убрали. Повсюду лампады, завявшие цветы, портреты небесной сотни, кирпичи. Обгоревшая печка для еды — такие, еще рабочие, мы видели во Львове. На Майдане вместе со стихами — объявления о сдаче квартир. Жители палаточного городка ночью не торгуют ленточками с написанными чернилами словами «Слава Украине», а туристы не фотографируются с микки-маусами и голубями. Здесь поют песни под гитару, молодая парочка внутри остановки, исписанной лозунгами, держится за руки.

В «жилом» квартале пахнет подгоревшей кашей. Слышим: «Героям слава»…

— Прорвемся, — шепчут молодые люди с ведрами в руках.

Суровые лица майдановцев сосредоточены, в целом чувство такое, что прошли похороны и заканчиваются поминки.