Машина времени: Как одевалась гродненская молодежь в 50-е и 60-е

Из послевоенных 40-х с нехваткой туфель и модных костюмов шагаем дальше — в 50-е, когда отечественный легпром начал набирать обороты, а молодежь хотела одеваться на заграничный манер, и 60-е — с культом джинсов, за которые порой отдавали две зарплаты.

Из послевоенных 40-х с нехваткой туфель и модных костюмов шагаем дальше — в 50-е, когда отечественный легпром начал набирать обороты, а молодежь хотела одеваться на заграничный манер, и 60-е — с культом джинсов, за которые порой отдавали две зарплаты.

Советская мода менялась крайне медленно. В 50-е на мужчинах по-прежнему надеты устаревшие массивные плащи и пальто из бобрика, драпа, сукна или диагонали, двубортные пиджаки с подкладными плечами из бостона, шевиота, трико, коверкота, широченные брюки со складками у талии и манжетами внизу. Модная ширина по обшлагу брюк доходила до 35 сантиметров. Рубашки носили преимущественно белого цвета, а также в клеточку или полоску. В общем, гардероб не отличался большим разнообразием и элегантностью.

Гродно. Мелочи жизни

Этот цикл публикаций – итог многолетнего кропотливого труда гродненского историка и краеведа Виктора Саяпина по сбору материалов и документов, отражающих жизнь гродненцев в первые послевоенные годы. Восстанавливался город, оживали промышленность, культура, наука, спорт. Каково приходилось простому человеку, как и где он трудился, учился, проводил свободное время, во что одевался, в какие магазины ходил и что в них покупал?

Хулиганки и брюки-дудочки

Новшества в одежду проникали из молодежной среды. Весьма распространенными среди парней стали курточки с контрастной кокеткой и несколькими карманами, получившие в народе название «хулиганки». Такие укороченные курточки с молнией на груди советские швейники выпускали в нескольких вариантах, а те, кому не удалось приобрести готовую куртку, носили «самостроки», перешитые дома из старых вещей.

Модники старались щеголять в ботинках на рифленой каучуковой подошве. Летом чаще всего носили белые парусиновые полуботинки, которые чистили зубным порошком, а также мужские сандалии.

К концу 50-х годов появились первые нейлоновые рубашки, сделавшиеся суперпопулярными, как и узкие брюки-дудочки. Тех, кто их носил, тут же причисляли к стилягам, отношение к которым установилось негативное. Считалось, что они слепо копируют модные веяния, идущие с Запада, и это не к лицу советским людям.

Грандичская барахолка — окно в Европу

В годы хрущевской «оттепели» гродненцы могли одеться только в двух магазинах города — «Одежда» на Советской площади и универмаге на Советской улице. В начале 60-х годов как женская, так и мужская советская одежда была типична, предсказуема, а молодежи хотелось не отставать от веяний мировой моды, которые с трудом, но пробивались сквозь «железный занавес».

Единственную возможность достать контрабандный польский ширпотреб предоставлял Грандичский рынок, на котором вначале торговали бывшими в употреблении вещами. Но постепенно основным видом продаваемых и покупаемых там товаров стали вещи новые, как правило, легально либо (чаще) нелегально привезенные из Польской Народной Республики.

Этот рынок народ называл и по-другому — «барахолка», «толкучка». Второе прозвание от того, что, изрядно не потолкавшись, ничего там было не купить. Торговля велась в выходные дни, и создавалось ощущение, что весь город собирался на небольшом пятачке «потолкаться».

Легкая промышленность советских времен особо себя не утруждала погоней за мировыми стилевыми веяниями, действуя по принципу: все равно купят, никуда не денутся. Но жителей Гродно, Бреста и других приграничных городов это утверждение касалось в меньшей степени, так как вещевые рынки давали возможность выбора. На рынке покупали предметы одежды и обувь, косметику и парфюмерию, популярные и модные на Западе.

Культ рабочих штанов

Особый ореол овевал джинсы. Если в западных странах они являлись обычной рабочей и бытовой одеждой, то у нас приобрели статус супермодного «прикида» на выход и стоили просто умопомрачительные деньги. При средней заработной плате советского человека около 100 рублей модники отваливали за джинсовые штаны до 200. Самое интересное, что в государственной торговле изделия из джинсовой ткани стоили 25 рублей. Но вся проблема заключалась в том, что в государственных магазинах их купить не представлялось возможным. Существовал пресловутый «блат», из-за которого дефицит часто не доходил до прилавка.

Так же дело обстояло и с популярными в 60-е годы плащами из ткани болонья, стоившими в государственной торговле около 60 рублей. На барахолке их цена доходила до 150 в зависимости от того, где они были произведены. Польские — дешевле, итальянские, более престижные, — дороже. Контрабандисты же их скупали за рубежом на вес: килограмм плащей обходился им в несколько долларов.

Фото из архивов В. Саяпина, О. Реутовича, Я. Фрумана, А. Ершова, А. Гребенюка, Д. Тарасюка, А. Савенко, В. Румянцева

 

Читайте также:

Машина времени: Мода в послевоенном Гродно