Прокуратура Гродненщины заинтересовалась, почему алкоголики не служат в армии, но получают водительские права

За глаза женщину за рулем иногда называют «обезьяной с гранатой», мол, никогда не знаешь, чего от нее ожидать в следующий момент. Как тогда назвать мужчин, кого по ряду заболеваний (в том числе и психических) забраковала военно-врачебная комиссия для службы в армии, а вот водительскую они прошли?

рис. Игоря Кийко

Пьяный водитель

Недавно прокуратура Гродненской области инициировала проверки документов о допуске к управлению транспортным средством в медучреждениях области. И выяснила интересные детали. Например, некоторые молодые люди, проходившие военно-врачебную комиссию, признавались негодными к службе. Причины для выбраковки были разные: от психических заболеваний до алкоголизма. Причем вот что интересно — эти тяжкие недуги (как ни крути) не отразились на их возможности оставаться полноценными участниками дорожного движения — водительские права остались при них.

Например, житель Гродненского района Роман К. при прохождении военно-врачебной комиссии во время призыва 2012 года признан непригодным к военной службе. Диагноз — «синдром зависимости от алкоголя». Права имеет с 2008-го. Согласно утвержденному Мин-здравом перечню заболеваний и противопоказаний, запрещающих допуск лиц к управлению механическими транспортными средствами, такой диагноз не дает права садиться за руль. Однако же никто не направил парня на обязательное медицинское переосвидетельствование. Тот и ездил, создавая вокруг себя опасные ситуации. По сведениям из единого государственного банка данных о правонарушениях, он дважды превышал скорость, 16 раз привлекался к ответственности за нарушение правил эксплуатации транспортного средства, 11 раз — за вождение без документов и, наконец, был задержан подшофе за рулем. В течение 2012 года горе-призывник привлекался по линии ГАИ к ответственности за совершение 34 административных правонарушений.
Интересен и другой факт. Этого же молодого мужчину врач-нарколог допустил к работе на высоте. Хотя его заболевание не только не позволяет ему садиться за руль, но и работать во вредных и (или) опасных условиях труда.

Псих на колесах

Кстати, у некоторых права появились даже во время наблюдения у врача-нарколога. 24-летний гродненец Андрей М. с 2008 года наблюдался у этого специалиста, а в 2011 обзавелся правами. Причем комиссией наркологического диспансера не осматривался. Странное дело, но в поликлинике ему выдали справку о годности к управлению транспортным средством. Понятно, что нарушал ПДД не раз, спровоцировал и аварию. Благо, никто не пострадал, только машину разбил.

Такие примеры, увы, не единичны. По городу, да и по области фактов оказалось немало. Есть случаи, когда действующие водительские права были у людей с диагнозами «умственная отсталость легкой степени», «эпилепсия со сложными припадками», «органическое расстройство личности», «параноидальная шизофрения» и другими заболеваниями. Как тут не вспомнить про «обезьяну с гранатой».

Понятно, что такие водители создают угрозу себе и окружающим, непонятно другое: как им позволили сесть за руль?

Наладят обмен информацией

На вопрос, почему же происходят такие казусы, в прокуратуре отвечают, что нет четкой системы обмена информацией между медучреждениями, военкоматами и ГАИ.

— Для этого должна быть создана единая база данных. Сведения о том, что молодой человек состоит на диспансерном учете у нарколога или имеет психиатрические отклонения, должны быть доступны заинтересованным сторонам, — уверен прокурор области Виктор Морозов.

В управлении здравоохранении Гродненского облисполкома сообщили, что на минувшей неделе состоялось совместное заседание заинтересованных ведомств, на котором выработали алгоритм действий по обмену информацией между военными комиссариатами, медучреждениями и ГАИ. Он предполагает получение информации от военных комиссариатов о призывниках, признанных негодными или временно негодными к службе в армии медучреждениями, конкретизацию этих данных и передачу в ГАИ.