На Августовском канале больше не нужно носить лодки на плечах (фото, видео)

На пограничном шлюзе «Кужинец» 30 апреля впервые встречали яхты из Польши.

Маршалок сейма Подлясского воеводства Ярослав Двожаньский выполнил свое обещание, которое дал в Гродно в марте, и открыл навигацию маломерных судов на Августовском канале.

Шлюзы в Польше отремонтировали

Небольшая флотилия из трех судов прошла от польского Августова до Немана. Путешествие доказало: теперь использовать водный путь канала можно не только на байдарках. Яхты преодолели все 22 километра с белоруской стороны и реконструированные шлюзы — с польской. В конце 2013 года завершилась модернизация шлюзов со стороны Польши, и теперь Августовский канал стал единым на всем его протяжении.

— Необходимо использовать потенциал этого трансграничного маршрута. Это новое предложение, дополнительная возможность, которая поможет развивать туризм и экономику приграничных районов, — говорит Ярослав Дворжаньский.

Маршалок предлагает более активно выходить с предложениями на правительственные польско-белорусские комиссии по упрощению перехода границы, сокращению времени пребывания на пограничных пунктах пропуска. В частности, предлагается сделать сезонный туристический пункт пропуска «Новая Рудавка» возле шлюза «Кужинец» не только водным, но и пешеходным, велосипедным, расширить время его действия на межсезонье. Теперь пункт пропуска открыт только с мая по октябрь.

А можно ведь пройти от Вислы до Балтики

Яхты успешно преодолели все препятствия на Августовском канале, глубина не превысила допустимые 30–50 сантиметров под килем. По словам владельца предприятия в Августове, где эти суда производят, Доминика Козловского, интересная возможность — проплыть от Вислы до Немана все 102 километра водного пути и далее до Балтийского моря. Доминик однажды уже совершил плавание по Неману до Балтики.

Между тем белорусская часть канала, несмотря на реконструкцию шлюзов, еще требует развития инфраструктуры. К примеру, не оборудованы причалы на Немане, где могли бы кроме лодок швартоваться маломерные суда. Нет в свободном доступе и лоцманской карты как самого канала, так и Немана. В этом случае туристов должно обязательно сопровождать лоцманское судно, что, понятно, делает тур дороже. Пока разница в ценовом предложении в Польше и Беларуси значительна. Например, прохождение шлюза на польской стороне — 7 злотых, а на белорусской — 100 злотых. Кроме того, в Польше на всем протяжении Августовского канала фарватер промаркирован.

— Для развития туристики на Августовском канале необходимо создать дополнительные точки притяжения: оборудованные стоянки, места отдыха — программу в комплексе, — говорит глава администрации СЭЗ «Гродноинвест» Сергей Ткаченко. — Мы предлагаем инвесторам включать в свои проекты малые формы. К примеру, причалы на Немане построят те, кто организует отдых на Немане. Уже сегодня реализуется несколько инвестиционных проектов вдоль канала — в Рынковцах, Соничах, Песчанах.

Хотите Нептун — будет вам Нептун

Потенциал белорусской части водного пути остается выше, как предложения так и спроса. По словам председателя Гродненского райисполкома Яна Василевского, в прошлом году на Августовский канал приехали более 52 тысячи туристов, это мизер. Мы ожидаем сотни тысяч туристов. Одна из возможностей – упрощенные пункты пропуска, например «Софиёво — Липщаны».

— Мы получили средства из Евросоюза и модернизировали дорогу от Софиёво до Липщан. Проезд готов, осталось оборудовать и открыть переход, — говорит Ян Василевский.

Районые власти привлекают гостей на канал и с помощью массовых мероприятии: торжественное открытие сезона в 20-х числах мая, «Августовский канал в культуре трех народов и другие». Планируют организовать регулярную выездную торговлю. А по заказу турист может обеспечить себе «любой каприз»: хотите Нептуна — будет вам Нептун, хотите гармониста, хор — приедут, споют.

Польскую делегацию на «Кужинце» встречали с почетом. Ярослав Дворжаньский преломил хлебы и станцевал с народным ансамблем. Далее было шлюзование на «Домбровке» и «Немново», посещение Коробчиц, санатория «Озерного» и неформальный ужин.


Справка «ВГ»

По данным Гродненской пограничной группы в сезонном пункте пропуска «Новая Рудавка» зарегистрировано: в 2011 — 239 физических лиц, 80 лодок; в 2012 — 364 физических лиц, 189 лодок, в 2013 году — 156 физических лиц, 86 лодок.

 

Читайте также:

Еще один погранпереход в Польшу может появиться под Гродно