Суббота, 14 декабря
  • Погода в Гродно
  • 2
  • EUR2,347
  • USD2,1008
  • RUB (100)3,3592
TOP

Гродненка потратила 3 миллиона на сковородку — и через несколько дней как будто вышла из транса

Рис. Олега Пекаря

Пенсионеры отдают за чудо-посуду полторы тысячи долларов. Понимая, что переплатили, хотят вернуть товар назад, но уже не могут. Когда же наступает время вносить полную сумму, приходят в ужас от стоимости совершенной покупки.

Товары по чудо-цене

«Чудо-товар» предлагают купить на презентациях. На одну из них решили попасть и мы. Встречу проводили трое молодых парней и девушка: сначала дегустация, потом цены и условия покупки.

Готовили куриное филе без масла, овощи тушили без воды. Мужчину из первого ряда попросили следить за процессом.

С самого начала действа продавцы стали очаровывать гостей. Слова-крючки «здоровье», «качество», «экологичность», «долголетие», «семья» действовали на психику безотказно. В итоге всех присутствующих пригласили попробовать приготовленные блюда абсолютно бесплатно.

Однако шик и лоск презентации сработали не до конца. После оглашения цены зал был шокирован: посуда стоила в зависимости от комплектации от 800 до 1500 долларов.
Но продавцы не отчаивались. В качестве подарка предложили только сегодня и только сейчас сертификаты на скидку до пяти миллионов! Для удобства покупки есть кредит и рассрочка. Как бонус к покупке — подарок. Я решаю посуду сразу не покупать.

— Можно ли мне приехать к вам в офис?

— Да, но там посуда будет стоить намного дороже.

— Тогда я приду на другую презентацию и куплю в следующий раз, — стою на своем.

— Так не получится, мы приглашаем людей только один раз и бываем в Гродно не чаще раза в год.

Зная, что подобные презентации бывают в городе ежемесячно, все-таки решаю уйти. На пути к выходу замечаю, как менеджеры «обрабатывают» очередных клиентов.

Пример заразителен

Пенсионерке Раисе Александровне стыдно вспоминать, как она купила посуду, поддавшись ажиотажу:

— Я увидела, что передо мной посуду стали покупать такие же пенсионеры. Сначала подумала, что они подставные. Потом ее купили и учительницы, одну из которых я знаю. Подумала, что раз умные люди покупают, значит, она на самом деле хорошая. Тем более продавцы ее так нахваливали!

Денег с собой не было. На первый взнос пенсионерка одолжила у соседки, чтобы не брать кредит. К слову, воспользоваться им предлагают на месте два частных банка. Как уточнили представители фирмы, ставка для их клиентов составляет около 22 процентов годовых.

Через пару дней Раиса Александровна как будто вышла из транса. Поняла, что посуда не стоит потраченных денег. Узнав, что те самые учительницы умудрились через пару дней сдать посуду назад, решила поступить так же. Однако вернуть ее не смогла, потому что в первый день женщина распаковала ее и помыла. Теперь чудо-кастрюль у Раисы Александровны нет. Она подарила их невестке — слишком неприятные с ними ассоциации.

Бизнесменам товар не предлагают

Как рассказывает председатель ГГО ОО «Белорусское общество защиты прав потребителей» Вадим Рыжкевич, «зачарованные» клиенты подобных фирм у них частые гости.
Это в основном пенсионеры, инвалиды, многодетные мамы, госслужащие, воспитатели, учителя, домохозяйки с достойным доходом мужа. Молодежи мало. Бизнесменов и безработных на презентации не приглашают.

— Работают профессионально обученные люди, которые прошли обучение у психологов и бизнес-тренеров. Они вызывают у гостей положительные эмоции. Ты получаешь установку: купи этот товар! Человек платит «копейки» в качестве первого взноса и не понимает, что нужно будет заплатить огромную сумму. Порой такой же товар можно найти гораздо дешевле. «Прозрение» наступает через пару дней, когда у товара потеряны потребительские качества и его нельзя вернуть.
Людям говорят о том, что «быть здоровым нужно прямо сегодня!» Они приходят домой, снимают этикетку, вытирают пыль, моют и используют товар. Все это лишает потребителя законного права в течение 14 дней вернуть товар надлежащего качества продавцу.

Еще есть «кочующие» фирмы, юридический адрес которых находится в «глухих» деревнях. Пока человек ищет, куда возвратить покупку, сроки истекают.
А вот вернуть товар из-за того, что не подошла цена — нельзя. До подписания договора покупатель может требовать у продавца всю необходимую информацию. Если вы подписали договор, то придется исполнять обязательства, даже несмотря на отсутствие денег.

— Человек совершает покупку по своей воле и свободному выбору. О нарушении прав потребителя на свободный выбор товара можно говорить только, если нарушена статья 10 Закона «О защите прав потребителей». Тогда нужно доказать, что продавцы применяли какие-либо гипнотические методы воздействия, — добавляет специалист.

По словам судьи Ленинского района Дмитрия Кобринца, доказать это в рамках гражданского судопроизводства будет затруднительно. Нужно обращаться в правоохранительные органы, чтобы они провели проверки методов, которые используют продавцы на презентациях.

В суд идут продавцы

С начала 2014 года в суде Ленинского района рассмотрено около 130 дел, связанных с «чудо-товарами». В 99 процентах случаев иски подают фирмы-продавцы на недобросовестных плательщиков. И только один процент исков поступает от граждан по поводу качества или отказа от приема товара в установленных случаях. Пока потребитель не заявит свою претензию путем подачи встречного иска, он должен заплатить за товар.

— Была ситуация, когда женщина выиграла суд, предъявив встречный иск о расторжении договора купли-продажи. В иске она указала, что является аллергиком, — рассказывает судья Дмитрий Кобринец. — Женщина смогла доказать, что при продаже ей предоставили неполную информацию о свойствах товара.

Такие фирмы стараются ограничить гражданам возможность защитить их потребительские права. По условиям договоров, в случае претензий суд рассматривает иск по месту нахождения предприятия. Презентации же проходят по всей Беларуси. Понятно, что приехать за сотни километров защищать свои права в суде сложно.

Мнение

Ведущий специалист-психолог ГОКЦ «Психиатрия — наркология» Татьяна Вознюк:

— Есть компании, которые в продажах могут применять техники нейролингвистического программирования и техники прямого или косвенного внушения. Когда человеку делается одно послание, а на «подкорку» записывается другое. Через какое-то время он вспоминает свои действия, а объяснить их не может.
Основная идея таких фирм — торговля «мечтой». Тебе обещают чистый воздух, чистую воду или спокойный сон. Больше всего продавцы эксплуатируют тему здоровья. Человеку не нужно прикладывать никаких усилий, чтобы сделать покупку и самому изменить отношение к жизни.

Если вы все-таки идете на презентацию, задайте себе вопрос: зачем? Если у человека есть конкретная цель, то очень трудно манипулировать сознанием. Если идете ради любопытства — будьте любопытными, необязательно что-то покупать. Попробуйте, посмотрите и скажите «спасибо». За это вы никому ничего не должны!

 

Читайте также:

Гродненские пенсионеры верят в «волшебный» массаж и тратят последние деньги на «чудо»-технику

Фальшивый милиционер обманул гродненцев на 50 миллионов

Сорок гродненцев отдали мошеннице 2,5 миллиарда рублей

Самое читаемое

Разное