Ной

Вначале было слово, напоминают нам с экрана, пуская традиционный для Аронофски сверхскоростной монтаж: змей-искуситель, запретный плод, брат на брата в первый раз, а потом и во все времена. Дальше наглядно объясняется, почему не слушаться старших чревато: изгнанные из рая — голодные злые скитальцы, твердь земная — постапокалиптическая пустошь с ржавыми трубами и изнасилованными недрами, падшие ангелы — неуклюжий камень в уродливых наростах. От озлобившихся потомков Каина, почти угробивших мать-землю, скрывается до поры последний безгрешный человече с семьей, имя которого лаконичной скрижалью встало в заглавии.

Ной / Noah (2014)

 

Режиссер — Даррен Аронофски

В ролях: Рассел Кроу, Дженнифер Коннелли, Энтони Хопкинс, Рэй Уинстон, Эмма Уотсон, Логан Лерман

 

Вначале было слово, напоминают нам с экрана, пуская традиционный для Аронофски сверхскоростной монтаж: змей-искуситель, запретный плод, брат на брата в первый раз, а потом и во все времена. Дальше наглядно объясняется, почему не слушаться старших чревато: изгнанные из рая — голодные злые скитальцы, твердь земная — постапокалиптическая пустошь с ржавыми трубами и изнасилованными недрами, падшие ангелы — неуклюжий камень в уродливых наростах. От озлобившихся потомков Каина, почти угробивших мать-землю, скрывается до поры последний безгрешный человече с семьей, имя которого лаконичной скрижалью встало в заглавии.

Режиссер, известный эстет и любитель нравоучений, наконец нашел идеально подходящий ему материал — притчу притч. Юный Даррен в 13 лет победил на республиканском литературном конкурсе, прочитав там собственное стихотворение про Ноя, и с тех пор личина доисторического мужа всё бередила творческий ум. Дорвавшись наконец по этому поводу до во-о-о-от такущего бюджета, Аронофски не мелочится: съемки на натуре в Исландии, тысячи литров искусственного дождя, ковчег в одну треть натуральной величины (остальное на компьютере дорисовали) и наотмашь бьющие роли в копилке сразу нескольких актеров.

Но это всё производственная смета, главное же — демонстрация, как мастерски при желании можно использовать силу эклектики. От игры Fallout до киноверсии «Властелина колец» — что только не всплывает в визуальных ассоциациях второго порядка. Однако притягательнее всего, как замшелый миф превратили в острый драматический конфликт, вдохнув в библейскую твердолобую статичность — ночью Ною привиделось, и он устремился, аки математическая функция, лишенная самосознания, — внятный психологизм и царапающую неопределенность, свойственные мыслителям куда более поздних веков.

Бог в фильме, которого все аккуратно именуют Создателем, являет собой кота Шрёдингера: он здесь есть, его здесь нет. И почти праведный герой Ной, и предводитель каинитов, местный аватар зла, одинаково не могут достучаться до хмурых небес, только делают из этого разные выводы (равно сумрачные при этом в воплощении, что характерно). Фактически картина способна примирить — или же одинаково сильно растормошить — и истово верующего, и лютого скептика.

Самыми правыми, как обычно, останутся граждане из золотой середины и любители умопомрачительно красивой органики. Излишнее религиозное (и любое другое) рвение никого до добра не доводило, и мусульмане, массово запретившие прокат «Ноя» у себя, потому что им сие велит книжка возрастом в четырнадцать веков, ограждают своего зрителя вовсе не от опасного инакомыслия, а, например, от фантастического пролета камеры над строящимся ковчегом. Или от лицезрения архетипа Жены в лице Коннелли. А также — вот ведь ирония — от мощного гуманистического посыла: прекратите, мол, уже в эти самые крайности кидаться. Озверевший к финалу герой Кроу, почти как сбрендивший гринписовец, поставит судьбу всего человечества на карту во имя спасения цветков и зверьков — что по-своему справедливо, но всё же совершенно неоправданно. У каждого своя голова на плечах, своя широта души и своя духовно-греховная дихотомия. Сегодня любой из нас — Ной в миниатюре, и, случись чего, третьего шанса оживить человечество, вероятно, уже не будет.

Фильм можно увидеть в гродненских кинотеатрах. Расписание сеансов — в нашей афише.


Читайте также: полный список обзоров